Самые влиятельные люди в петербургской епархии – 2017

 Журнал «Город 812» представляет рейтинг самых влиятельных людей в петербургской епархии по итогам 2017 года, составленный на основе экспертного опроса.

1. Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1)*

2. Амвросий, архиепископ Петергофский (3)

3. Назарий, епископ Кронштадтский (2)

4. Протоиерей Сергий Куксевич (4)

5. Архимандрит Серафим (Шкредь) (-)

6. Протоиерей Геннадий Зверев (5)

7. Маркелл, епископ Царскосельский (7)

8. Протоиерей Павел Красноцветов (-)

9. Иеромонах Валентин (Соломаха) (-)

10. Протоиерей Иоанн Миронов (-)

* В скобках – место в списке по итогам 2016 года.

 

Благодаря суровой внутренней дисциплине, основанной на полном бесправии священника перед лицом правящего епископа, информация о церковной жизни очень скупо просачивается наружу. И церковь (в данном случае – петербургская) кажется вполне монолитной структурой. Многотысячные крестные ходы с топ-чиновниками во главе должны символизировать эту монолитность и нерушимость симфонии светской и духовной властей.

Однако внутри (настолько, насколько это возможно в условиях такой дисциплины) идет брожение, которое иногда оформляется в открытые письма или даже принимает более радикальные формы. В Преображенском соборе часть прихожан восстали против настоятеля Николая Брындина и писали письмо патриарху, монахини Покрово-Тервенического монастыря открыто жаловались, что у них отбирают подворье. А священник из Павловска, как говорят, прыснул в митрополита Варсонофия из газового баллончика.

Не только последний (что очевидно), но и первые два примера – следствие недовольства митрополитом Варсонофием и его командой. Представителем этой команды является и Николай Брындин. Именно по инициативе Варсонофия отбирается подворье.

Сама епархия не сильно беспокоится о своем имидже, полагая, вероятно, что верные чада церкви будут любить ее в любом виде, а неверные – все равно из тех, кто ритуально царскую семью убили. Однако это не совсем верно. Можно вспомнить, например, как передавали церкви Музей религии и атеизма (Казанский собор). На волне православного ренессанса и симпатий общества к церкви в начале 90-х музей сначала задвинули в угол храма, а потом выселили без особенных моральных терзаний. Теперь значительная часть интеллигенции и культурного сообщества относятся к нынешним иерархам РПЦ, мягко говоря, со скептицизмом, результат – даже после вмешательства патриарха и президента церковь не смогла получить Исаакий.

1. Сама жизнь реабилитировала митрополита Варсонофия – после того как он не смог забрать в свое управление Исаакиевский собор, к делу подключился лично патриарх Кирилл. Но и тот вот уже год как бьется, а выселить музей не может. Кто после этого обвинит митрополита в недостаточных административных способностях? По мнению экспертов, владыка Варсонофий не имеет каких-то серьезных личных амбиций и во всех случаях выступает проводником воли патриарха. И если патриарх и доволен (а никаких свидетельств обратного у нас нет), то и у митрополита все хорошо.

 

2. Архиепископ Петергофский Амвросий – самый молодой из петербургских викариев (то есть епископов, не управляющих епархиями) и занимает самую почетную должность. Он ректор Петербургской духовной академии, которая, к тому же, находится в прямом подчинении у патриархии. Считается, что ему удается поддерживать со всеми хорошие отношения.

 

 

3. Епископ Кронштадтский Назарий традиционно соперничает с Амвросием в рейтинге за второе после митрополита место. Он является наместником Лавры – это более денежно, чем Духовная академия, но чуть менее статусно, считают эксперты. К тому же мордовская команда митрополита, говорят некоторые, ревниво смотрит на его доходы.

 

 

 

4. Протоиерей Сергий Куксевич – секретарь епархиального управления, то есть главный бюрократ епархии. Он занял этот пост еще при прежнем митрополите, но очень хорошо сработался и с нынешним. Эксперты ценят его очень высоко.

 

 

 

5. Архимандрит Серафим (Шкредь) формально не очень успешен. Сначала был ключерем (т.е. фактическим настоятелем) Исаакиевского собора, откуда его убрали после публичного возмущения тогда еще директора Исаакия Николая Бурова. Потом возглавил Сампсониевский собор – и вот теперь по наводке депутата Максима Резника УФАС опротестовала договор о передаче собора в пользование церкви. Однако эксперты говорят, что это все не важно. А важно – что отец Серафим является охранником митрополичьих покоев. На светский язык эту должность можно перевести примерно как начальник аппарата. В этом контексте они упоминают и еще одну фамилию – секретаря митрополита иеромонаха Никиту (Миниха).

6. Настоятель царскосельского Вознесенского собора протоиерей Геннадий Зверев хотя и лишился в этом году должности благочинного Пушкинского округа (что-то сопоставимое с главой района в светской иерархии), остается очень влиятельным благодаря своим связям в Москве. Эксперты говорят, что он является духовным отцом ряду столичных небожителей.

 

 

 

7. Епископ Царскосельский Маркелл – еще один викарий, и по статусу должен стоять в верхней части рейтинга. Но он министр без портфеля, с одним только статусом.

 

 

 

 

8. Протоиерей Павел Красноцветов уже более 20 лет руководит Казанским собором, который пока еще является кафедральным собором епархии. Эксперты говорят, что он обладает большим авторитетом среди священников.

 

 

 

9. Иеромонах Валентин (Соломаха) известен как блогер kalakazo. Он не является клириком епархии и вообще находится в конфликте с РПЦ. Но его блог, в котором он собирает все сплетни о церковной жизни, читают все, включая высшее руководство епархии и патриархию. Таким образом, отец Валентин становится главным властителем местных священнических дум.

 

10. Протоиерей Иоанн Миронов – настоятель маленькой церкви иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ, в промзоне за Московскими воротами. Однако его знает весь воцерковленный Петербург: отец Иоанн имеет репутацию старца. Хотя его влияние на руководство епархии невелико, он очень популярен среди рядовых верующих.

 

Антон Мухин