Зачем Бондарчук не побрил Странника?

Об «Обитаемом острове» Федора Бондарчука столько говорили, что он просто не мог получиться выдающимся фильмом. На меня, к примеру, назойливая реклама какого-нибудь «кина» действует, как красная тряпка на быка. А рекламировался «Обитаемый остров» чуть ли не больше двух лет.

  Сначала все говорили, что Бондарчук намеревается снять “Обитаемый остров”. Потом – что он приступил к съемкам. За весь съемочный период фильма Федор Сергеевич, кажется, ни разу не снял майку с логотипом “ОО” на груди – так и вел свою программу “Кино в деталях”.  В эфире у Бондарчука перебывали все артисты, участвовавшие в картине.

Ходили слухи, что Герман обзванивал кинокритиков, видевших и “Резню”, и “Остров”, и спрашивал “Ну как?”. Но в это верилось с трудом.

Ближе к концу съемок началась и вовсе вакханалия. Потому что избранным кинокритикам показали “Арканарскую резню” Алексея Германа (по роману братьев Стругацких “Трудно быть Богом”), и один из кинокритиков даже написал, что это величайшее кино современности. Продюсеры “Обитаемого острова” немедленно тут же собрали тех же избранных кинокритиков, а также сотню блогеров и показали им фильм. И тот же критик, что хвалил Германа, примерно теми же словами похвалил Бондарчука. После чего пришел в “Кино в деталях”, чтобы порассуждать на тему “в какой же ж… оказалось российское кино”.

Еще зрителям в кинотеатрах показывали сначала тизеры, а потом и трейлеры “Обитаемого острова”. И от блондинистого красавца Василия Степанова, выглядывающего чуть ли не из утюга, стало мутить. Еще ходили слухи, что Герман обзванивал кинокритиков, видевших и “Резню”, и “Остров”, и спрашивал “Ну как?”. Но в это верилось с трудом.

Когда что-то так рекламируют, кажется, что хотят втюхать что-то не очень качественное. Так было, да простит меня Бондарчук, с “Самым лучшим фильмом”, с “Иронией судьбы-2”. Но “Обитаемый остров” побил все рекорды. Наконец, последним для меня фактом, свидетельствующим о том, что “Обитаемый остров” не станет откровением, стало известие о том, что картину поделили на две части – очень нехороший признак.

Сайт фильма беззастенчиво сообщает, что “в первые дни нового года “Обитаемый остров”… устойчиво занимал первое место в рейтинге главных тем дня в блогосфере, опережая даже такие значительные события, как газовая война с Украиной”. То, что за показатель берется мнение блогосферы, можно считать одной из рекламных уловок продюсеров. “Обитаемый остров”, безусловно, обсуждался в блогах бурно. Но в основном так: “Почему они не побрили наголо Странника? В тексте Стругацких четко написано, что он лысый” – “Да ваши Стругацкие писать не умеют”, “Разве ж это голованы?!” – “Да ваши Стругацкие писать не умеют”. И т.д. Все обсуждения сводились к первоисточнику.

Что касается фильма, то первый кассовый проект нового года (за 11 дней он собрал в прокате 559 821 134 рублей) получился по-ученически старательным. Но совершенно, на мой взгляд, пустым. Уж не знаю, что Бондарчук брал за основу – “Властелина колец”, или “Звездные войны”, или их вместе, но в фильме совершенно не ощущается той искренности, которая была пусть вторичной, но очень пронзительной “9 роте”. Получился голый пафос на ровном месте.

За приключениями Максима Камерера на планете Саракш наблюдаешь безо всякого интереса. Если у Стругацких эти приключения довольно кардинально меняют личность героя, то у Бондарчука этот герой остается наивным идиотом вплоть до конца. И ведь что удивительно: кастинг у Бондарчука получился отменным, все актеры на своих местах, все играют здорово, включая самого Федора Сергеевича, каждый кадр, кажется, выписан вручную – а вот не торкает.

Может, если б рекламы было в разы меньше, и сам фильм воспринимался бы по-другому. В моем случае – точно. Стругацкие никогда не были в числе моих любимых писателей, и к первоисточнику я отношусь без повышенной трепетности. Так что мне все равно – побрил Бондарчук Странника наголо или нет. Но вот когда мне так назойливо, из каждой щели предлагают посмотреть конкретный фильм, я, отправляясь в кино, хочу увидеть как минимум шедевр. А не отчет режиссера на тему “Как я провел два последних года”.    

 

Катя Щербакова