На этой неделе открыла-таки свои двери выставка «Россия – моя история» в Петербурге. Говорят, что в Москве перед открытием выстраивались огромные очереди. В Петербурге специально выстроенный для экспозиции павильон на Бассейной улице уныло пустовал. Со мной вместе по залам бродило не больше полусотни утренних посетителей.
Проект является смесью прошедших ранее выставок: «Романовы» (2013), «Рюриковичи» (2014), «1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе» (2015) и «От Победы в Великой Отечественной войне до 2016 года». За счёт этого картина получается объемная. Только объемлет она не исторические факты, а ловко и не очень ловко сфабрикованные «посылы». Многие стенды мне показались настолько нелепыми, что, кажется, не должны получить одобрения даже со стороны многих сторонников нынешней российской власти.
Начинается экспозиция с Аркаима, остатков древнего поселения, обнаруженного археологами в Челябинской области. Об Аркаиме – феноменальном уровне развития его цивилизации, его мистической силе и восприятии как колыбели цивилизации – написано много книг и снято фильмов. Но созданы они не профессиональными историками. Это не настоящая история, а альтернативная. Поэтому само присутствие Аркаима на выставке смотрится странно.
Впрочем, большинство подобных стендов вызывают не возмущение, а смех. Сложно воспринимать всерьез стенд под названием «Мифы об Иване Грозном», на котором говорится о том, что во время Ливонской войны были впервые применены политические и экономические «санкции» против России и разразились первые «информационные войны» в «европейской прессе». Речь-то идёт о XVI веке, а первые печатные газеты появились в Европе в начале следующего столетия. Или попытка авторов экспозиции объявить мифом жестокость Ивана Грозного, как и устрашающий образ России. По-моему, образ России до сих пор слегка устрашает.
Ещё один шедевр – зал со стендом «Жить стало лучше, жить стало веселее». Эта цитата Сталина превратилась в мем XX века. Вроде бы большинством современных людей она воспринимается как образец смехотворной лжи, и в последние годы употреблялась в переносном значении. Но здесь авторы используют ее серьезно – как характеристику социально-экономической политики Сталина в 1930-е годы. А где-то неподалёку – стенд со Сталиным в роли советского главнокомандующего во Второй Мировой войне. Основными целями «вождя» названы не только «отпор агрессии, защита государственности», но и – внимание – «предотвращение геноцида против народов СССР». А где упоминание, что за период правления Сталина было расстреляно около миллиона граждан СССР, шесть миллионов умерло от голода и бессчетное количество были направлены в лагеря?
Одним из приятных интерактивных бонусов выставки стала возможность проголосовать в референдуме за сохранение СССР в одном из «красных» залов. Правда, любые попытки нажать на кнопку «да» или «нет» никоим образом не меняют представленную на стойке статистику (согласно которой СССР необходимо сохранить). Очень напоминает современные выборы.
Вишенкой на этом не очень вкусном торте стал последний зал. Из той же оперы: жить стало лучше, жить стало веселее. После кроваво-красных залов XX века, после мрачных стендов с описанием планируемых Западом ядерных бомбардировок СССР мы, подобно Данте, попадаем в рай. Это путинский рай. Здесь церковь сосуществует в согласии с государством, здесь зашкаливает уровень доверия к власти, здесь Крым возвращается на родину. Из бесконечных передряг, через боль и кровь, сквозь тернии мы с вами наконец пришли к тому, чего так долго ждали. Ура, товарищи!
Анастасия Беляева