Небоскребы у Ладожского вокзала понизили больше других

Главной жертвой январской работы Комиссии по землепользованию и застройки (КЗЗ) стали два 150-метровых небоскреба, которые спроектированы для площади перед Ладожским вокзалом. Комиссия предложила урезать на 30 метров высоту зданий, ранее одобренных Градостроительным советом СПб, утвержденных главным архитектором и представлявших город на Венецианской архитектурной биеннале-2008.

  В январе рабочая группа Комиссии по землепользованию и застройки (КЗЗ) занималась понижением высоты еще непостроенных в Петербурге зданий. Не приглашая авторов проектов, она отсмотрела, по одним сведениям, 300, по другим – 180 будущих высоток. В итоге были выбраны 82 объекта, про которые решили, что они слишком высоки. Вопрос об этом вынесли уже на заседании самой комиссии. В итоге высоту снизили у 80, но знаковыми стали башни у Ладожского вокзала.

На заседании возникла бурная дискуссия между Виктором Полищуком, замом председателя КГА, и Никитой Явейном, руководителем “Студии 44” – автором башен у вокзала.

Оба главных действующих лица подтвердили “Городу 812” содержание и повышенность тона состоявшегося диалога, расходясь только в оценках собственной эмоциональной температуры. А суть спора была в том, что Виктор Полищук утверждал, что башни Явейна просматриваются с Тучкова моста (эту точку проектировщики не проверяли) и, возможно, повторят вид новой биржи на Васильевском острове с Троицкого моста. Никита Явейн возражал: расстояние от Троицкого моста до биржи – 6,5 км, а от Тучкова моста до небоскребов – 8,8 км.

При голосовании на КЗЗ мнения разделились поровну, но потом депутаты ЗакСа настояли на снижении. Впрочем, другие источники указывают, что окончательное решение понизить высоту зданий до 120 метров принимал лично вице-губернатор Александр Вахмистров.

Все следующие дни Никита Явейн и его команда общались с сотрудниками Обсерватории им Воейкова, военными специалистами по артиллерийским стрельбам, специалистами по визуальному восприятию объектов на больших расстояниях. И теперь уверяют, что башни у Ладожского вокзала могут быть видны с Тучкова моста, который возвышается над нулевой отметкой на 4 метра, не более 25 дней в году при условии ясной морозной погоды. А самое главное: после застройки набережной Европы башни не будут видны совсем.

Впрочем, никаких новых заседаний КЗЗ не планируется. Поправка в проект закона о Правилах землепользования и застройки, снижающая предельную высоту у Ладожского вокзала со 150 до 120 метров, отправится в ЗакС. Второе чтение законопроекта намечено на 28 января.

Наблюдатели расходятся в оценках причин “обрезания” ладожских башен. Большинство нашли в этой истории черную кошку, пробежавшую между заказчиком проекта – компанией “Адамант” и городскими властями.

По словам г-на Явейна, проект каждой башни представляет собой две вложенные друг в друга несимметричные пирамиды. Понизить их высоту невозможно, считает Явейн,  – ни по архитектурным, ни по коммерческим соображениям.

“Адамант” воздерживается от публичных комментариев, но источники утверждают, что компания настроена проходить длительную процедуру “отклонения от Правил землепользования и застройки”, предусмотренную Градостроительным кодексом РФ. Впрочем, возможно, все эту будет сделано уже в послекризисное время.
Полный список 80 пониженных объектов пока не опубликован. Однако нам удалось выяснить, какие объекты были урезаны в наибольшей степени (см. таблицу).    

Вадим Шувалов

_______________________________________________________________
  СПИСОК НАИБОЛЬШИХ УМЕНЬШЕНИЙ ВЫСОТЫ: 

 

номер Технический адрес Согласованная ранее высота Высота, предложенная КЗЗ 
1 наб. Обводного канала, д. 118а, лит. П 63 48
 2 Квартал, ограниченный  Кантемировской ул., Б. Сампсониевским пр., ул. А. Матросова, Выборгской наб. 75 62
3 пл. Морской Славы 51 45
4 Квартал, ограниченный ул. Одоевского, пер. Декабристов, наб. р. Смоленки 60 48
5 Квартал, ограниченный Малым пр., 25-й линией, Средним пр., ул. Беринга 56 47
6 Шкиперский проток, 20, литера А 77 56
7 Квартал, ограниченный Заневским пр., пр. Энергетиков и  Ладожским вокзалом 150 120
8 Квартал, ограниченный Львовской ул, пр. М. Тухачевского, Апрельской ул., пр. Металлистов 75 54
9 квартал 1 района Гражданского пр. (Политехническая ул., пр. Непокоренных, Кушелевская дорога, Новороссийская ул.) 115 80
10 Межевой канал у пересечения с Гапсальской ул. 60 40
11 квартал у пересечения Бассейной ул. и Варшавской ул. 140 75
12 Пионерская ул., 50 (Леонтьевский мыс) 73 56
13 Территория, ограниченная Косой линией, 25-й линией, Масляным каналом, 27-й линией, “Сталепрокатный завод” 42 36
14  территория у пересечения ул. Коллонтай и  Российского пр. 150 110
15 территория у пересечения ул. Коллонтай и пр. Пятилеток 150 110
16 “Измайловская перспектива” 142 60
17 квартал 66 Северо-Приморской части  140 105
18 Ушаковская наб. у дома 9, дома 5 и 3 75 48
19 “Балтийская жемчужина” 110 100
20 квартал южнее пересечения пр. М. Жукова и пр. Стачек 90 75
21 Двинская ул., д. 8 55 44
22 в квартале 6 района Полюстрово 60 36
23 квартал 7-10  у пересечения Ново-Измайловского пр. и Краснопутиловской ул. 130 100
24 Московский пр., у ст. метро “Электросила” 105 80
25 ул. Гастелло, 7, бывший к-р “Зенит” 125 100
26 Кв. 42-55 Московского р-на, Варшавская ул., д. 66 126,5 120
27 пр. Тореза, д. 72 81,5 75
28 в квартале 29 и 29а Юго-Западной Приморской части  120 105