Главной жертвой январской работы Комиссии по землепользованию и застройки (КЗЗ) стали два 150-метровых небоскреба, которые спроектированы для площади перед Ладожским вокзалом. Комиссия предложила урезать на 30 метров высоту зданий, ранее одобренных Градостроительным советом СПб, утвержденных главным архитектором и представлявших город на Венецианской архитектурной биеннале-2008.
В январе рабочая группа Комиссии по землепользованию и застройки (КЗЗ) занималась понижением высоты еще непостроенных в Петербурге зданий. Не приглашая авторов проектов, она отсмотрела, по одним сведениям, 300, по другим – 180 будущих высоток. В итоге были выбраны 82 объекта, про которые решили, что они слишком высоки. Вопрос об этом вынесли уже на заседании самой комиссии. В итоге высоту снизили у 80, но знаковыми стали башни у Ладожского вокзала.
На заседании возникла бурная дискуссия между Виктором Полищуком, замом председателя КГА, и Никитой Явейном, руководителем “Студии 44” – автором башен у вокзала.
Оба главных действующих лица подтвердили “Городу 812” содержание и повышенность тона состоявшегося диалога, расходясь только в оценках собственной эмоциональной температуры. А суть спора была в том, что Виктор Полищук утверждал, что башни Явейна просматриваются с Тучкова моста (эту точку проектировщики не проверяли) и, возможно, повторят вид новой биржи на Васильевском острове с Троицкого моста. Никита Явейн возражал: расстояние от Троицкого моста до биржи – 6,5 км, а от Тучкова моста до небоскребов – 8,8 км.
При голосовании на КЗЗ мнения разделились поровну, но потом депутаты ЗакСа настояли на снижении. Впрочем, другие источники указывают, что окончательное решение понизить высоту зданий до 120 метров принимал лично вице-губернатор Александр Вахмистров.
Все следующие дни Никита Явейн и его команда общались с сотрудниками Обсерватории им Воейкова, военными специалистами по артиллерийским стрельбам, специалистами по визуальному восприятию объектов на больших расстояниях. И теперь уверяют, что башни у Ладожского вокзала могут быть видны с Тучкова моста, который возвышается над нулевой отметкой на 4 метра, не более 25 дней в году при условии ясной морозной погоды. А самое главное: после застройки набережной Европы башни не будут видны совсем.
Впрочем, никаких новых заседаний КЗЗ не планируется. Поправка в проект закона о Правилах землепользования и застройки, снижающая предельную высоту у Ладожского вокзала со 150 до 120 метров, отправится в ЗакС. Второе чтение законопроекта намечено на 28 января.
Наблюдатели расходятся в оценках причин “обрезания” ладожских башен. Большинство нашли в этой истории черную кошку, пробежавшую между заказчиком проекта – компанией “Адамант” и городскими властями.
По словам г-на Явейна, проект каждой башни представляет собой две вложенные друг в друга несимметричные пирамиды. Понизить их высоту невозможно, считает Явейн, – ни по архитектурным, ни по коммерческим соображениям.
“Адамант” воздерживается от публичных комментариев, но источники утверждают, что компания настроена проходить длительную процедуру “отклонения от Правил землепользования и застройки”, предусмотренную Градостроительным кодексом РФ. Впрочем, возможно, все эту будет сделано уже в послекризисное время.
Полный список 80 пониженных объектов пока не опубликован. Однако нам удалось выяснить, какие объекты были урезаны в наибольшей степени (см. таблицу).
Вадим Шувалов
_______________________________________________________________
СПИСОК НАИБОЛЬШИХ УМЕНЬШЕНИЙ ВЫСОТЫ:
номер | Технический адрес | Согласованная ранее высота | Высота, предложенная КЗЗ |
1 | наб. Обводного канала, д. 118а, лит. П | 63 | 48 |
2 | Квартал, ограниченный Кантемировской ул., Б. Сампсониевским пр., ул. А. Матросова, Выборгской наб. | 75 | 62 |
3 | пл. Морской Славы | 51 | 45 |
4 | Квартал, ограниченный ул. Одоевского, пер. Декабристов, наб. р. Смоленки | 60 | 48 |
5 | Квартал, ограниченный Малым пр., 25-й линией, Средним пр., ул. Беринга | 56 | 47 |
6 | Шкиперский проток, 20, литера А | 77 | 56 |
7 | Квартал, ограниченный Заневским пр., пр. Энергетиков и Ладожским вокзалом | 150 | 120 |
8 | Квартал, ограниченный Львовской ул, пр. М. Тухачевского, Апрельской ул., пр. Металлистов | 75 | 54 |
9 | квартал 1 района Гражданского пр. (Политехническая ул., пр. Непокоренных, Кушелевская дорога, Новороссийская ул.) | 115 | 80 |
10 | Межевой канал у пересечения с Гапсальской ул. | 60 | 40 |
11 | квартал у пересечения Бассейной ул. и Варшавской ул. | 140 | 75 |
12 | Пионерская ул., 50 (Леонтьевский мыс) | 73 | 56 |
13 | Территория, ограниченная Косой линией, 25-й линией, Масляным каналом, 27-й линией, “Сталепрокатный завод” | 42 | 36 |
14 | территория у пересечения ул. Коллонтай и Российского пр. | 150 | 110 |
15 | территория у пересечения ул. Коллонтай и пр. Пятилеток | 150 | 110 |
16 | “Измайловская перспектива” | 142 | 60 |
17 | квартал 66 Северо-Приморской части | 140 | 105 |
18 | Ушаковская наб. у дома 9, дома 5 и 3 | 75 | 48 |
19 | “Балтийская жемчужина” | 110 | 100 |
20 | квартал южнее пересечения пр. М. Жукова и пр. Стачек | 90 | 75 |
21 | Двинская ул., д. 8 | 55 | 44 |
22 | в квартале 6 района Полюстрово | 60 | 36 |
23 | квартал 7-10 у пересечения Ново-Измайловского пр. и Краснопутиловской ул. | 130 | 100 |
24 | Московский пр., у ст. метро “Электросила” | 105 | 80 |
25 | ул. Гастелло, 7, бывший к-р “Зенит” | 125 | 100 |
26 | Кв. 42-55 Московского р-на, Варшавская ул., д. 66 | 126,5 | 120 |
27 | пр. Тореза, д. 72 | 81,5 | 75 |
28 | в квартале 29 и 29а Юго-Западной Приморской части | 120 | 105 |