Что делать со спортивной инфраструктурой после Олимпиад и футбола? Это главная проблема всех стран, занимавшихся организацией больших спортивных турниров. «Город 812» побеседовал с Даниэлем Вулфом из Цюрихского университета, который в составе международной группы занимается исследованиями проблем мегасобытий.
– Вы сравниваетен семь несбыточных ожиданий организаторов мегасобытий с семью смертными грехами на картине Босха. Перечислите ожидания. Какие из них самые опасные?
– Скажу очень кратко, вы легко приложите их к любому мегасобытию. Итак: преувеличение выгод, недоучет затрат, поглощение ресурсов мегасобытием, чрезмерное государственное финансирование, захват заказов элитами, господство исключений из действующих правил, временное решение проблем.
Какие грехи самые опасные, во многом зависит от конкретной ситуации. На мой взгляд, прежде всего это ожидание, что жизнь существенно изменится благодаря мегасобытию. Выгоды преувеличиваются, а все стройки оказываются слишком дорогими.
Строятся стадионы, автотрассы, аэропорты. Для кого? Конечно, новый аэропорт полезен для города. Но городу не меньше, а наверное, даже больше нужны детские сады, школы, больницы.
– Каким городам удалось приспособить спортивную инфраструктуру, построенную к Олимпиадам и чемпионатам, к мирной жизни, а каким не удалось?
– Спортивные объекты слабо используются в Афинах и в Южной Африке. Из положительных примеров назову Лос-Анджелес. Но основная проблема в том, что обычно строят на самый высокий спрос, т.е. объекты получаются намного больше, чем нужно. Это дорого не только во время стройки, но и после мегасобытий. Ведь кто-то должен платить за содержание.
– За счет чего можно снизить расходы на содержание?
– Об этом мало говорят. И зря. Истинный бюджет спортивного сооружения, по мере строительства возрастающий в разы, на самом деле должен включать и расходы на содержание. Мой рецепт один – создавать временную или использовать существующую спортивную инфраструктуру. Временная заодно позволит сохранить вид, что особенно важно для таких исторических городов, как Петербург.
– Каким странам удавалось оправдать вложения в крупные спортивные события?
– Нет одного ответа на этот вопрос. Политики и организаторы событий будут утверждать, что все вложения оправдались. Они же добились своего. Житель, которого выселили, чтобы построить трассу, даст прямо противоположный ответ. Никакие успехи в строительстве стадиона его не успокоят.
– Считается, что международные спортивные мероприятия привлекают к городам, которые их проводят, туристов. Разве это не так?
– Знаменитый пример – Барселона, Олимпиада-92 превратила город в одну из туристических столиц мира, там муниципальные власти сумели правильно использовать спортивный момент. Хотя известно, что стройки обошлись в 4 раза дороже, чем планировалось первоначально.
Прошло всего 6 лет после чемпионата мира по футболу в ЮАР. Вырос ли туда поток туристов? Может быть, только из соседних африканских стран.
Будут ли туристы приезжать в Екатеринбург или Волгоград после ЧМ-2018? Верю, что будут. При одном важном условии.
– Каком?
– Самое главное препятствие – визовый режим. Не будь утомительного заполнения дорогостоящей визы, иностранные туристы прилетали бы в Россию намного чаще. На выходные, как только у них есть два свободных дня. Гостиницы, аэропорты, достопримечательности – все для туризма уже существует, и стоит на это посмотреть.
– Что ожидает построенное к чемпионату мира в России после его проведения?
– Проблем было бы меньше, если бы удалось избежать гигантизма. В Самаре с населением 1,2 миллиона человек построен новый терминал аэропорта Курумоч, рассчитанный на обслуживание 3,5 миллионов пассажиров. То есть на самый высокий спрос. Организаторы говорят, что для приема приезжающих на футбол во время чемпионата мира по футболу часть инфраструктуры будет временной, но посмотрим, что останется после чемпионата.
– Что Россия могла бы уже сделать, чтобы уменьшить последующие затраты?
– Сейчас уже ничего сделать нельзя. Договариваться с ФИФА, МОК и т.д. необходимо на стадии подачи заявки. Сейчас все обещанное надо достраивать любой ценой. Увы, это общемировая практика.
– Вы раскритиковали предложение сделать бесплатным проезд в городах и между городами России для обладателей билетов на ЧМ-2018. Почему это плохая инициатива?
– Поймите меня правильно. Гостеприимство – замечательная вещь, для туриста, особенно иностранного, появится замечательная возможность прокатиться, например, из Калининграда в Екатеринбург. Но все эти блага будут действовать на короткое время футбольного праздника. Может быть, лучше направить немалые средства, выделяемые на бесплатный проезд болельщиков, на развитие транспортной инфраструктуры российских городов.
Цифры
Стадионы ЧМ-2018 в России и население городов-участников
1 Санкт-Петербург (5,2 млн жителей)
Вместимость нового стадиона на Крестовском острове – 68 134 человек.
2 Волгоград (1 млн жителей)
Вместимость нового стадиона в Центральном парке – 45 568 человек.
3 Екатеринбург (1,4 млн жителей)
Вместимость реконструируемого стадиона на улице Репина – 35 696 человек.
4 Казань (1,2 млн жителей)
Вместимость нового стадиона на Чистопольской улице – 44 779 человек.
5 Саранск (308 тыс. жителей)
Вместимость реконструируемого стадиона в пойме реки Инсар – 44 442 (25 000 после ЧМ) человек.
6 Ростов-на-Дону (1,1 млн жителей)
Вместимость нового стадиона на левом берегу Дона – 45 145 человек.
7 Самара (1,2 млн жителей)
Вместимость нового стадиона в районе Радиоцентра – 44 807 человек.
8 Калининград (460 тыс. жителей)
Вместимость нового стадиона на Октябрьском острове – 35 212 человек.
9 Москва (12,3 млн жителей)
Вместимость реконструируемого стадион «Лужники» – 81 006 человек.
10 Нижний Новгород ( 1,3 млн жителей)
Вместимость нового стадиона на стрелке Оки и Волги – 45 331 человек.
11 Москва
Вместимость нового стадиона «Спартак» – 43 298 человек.
12 Сочи (400 тыс. жителей)
Вместимость реконструируемого стадиона «Фишт» – 47 700 человек.
Источники: официальный сайт ЧМ-2018, Росстат
Вадим Шувалов