Споры о тум-балалайке

Вместе с вдумчивым художником Богорадом продолжаем напоминать народу народные песни. На этот раз напоминаем спорную песню «Тум-балалайка».

Песня спорная. Спор идет между братским русским и братским еврейским народами. Русский народ говорит, что балалайка – исконно русский музыкальный инструмент с тремя струнами, и вся песня строится исключительно на благозвучии этого старинного русского слова. Поэтому и песню надо считать русской народной.

А братский еврейский народ отвечает, что все остальные слова написаны на идише и в них очень много смыслов, которые братский русский народ не понимает, поскольку языкам не обучен, а обучен только игре на балалайке. Братский русский народ парирует: ха-ха, какой же там смысл? Явно какая-то ерунда.

В общем, братскому русскому народу для пения этой песни достаточно знать припев: тум бала, тум бала, тум балалайка, тум балалайка шпил балалайка, шпил балалайка, фрэйлех зол зайн! Для особо пытливых: последние три  слова переводятся как «пусть будет весело».

А в собственно сюжете песни, который понятен только тем, кто зачем-то изучил идиш, некий юноша всю ночь размышляет: какую девушку взять, чтобы не стыдно было с ней показаться? Странный вопрос – кажется братскому русскому народу. Понятно, что самую симпатичную.

Но в песне юноша почему-то решает, что девушку надо выбирать не по внешним качествам, а по уму. И начинает задавать ей каверзные вопросы. Что может расти без дождя? Что может гореть без конца? Что может плакать без слез?

А девушка ему отвечает: камень может расти без дождя, любовь может гореть без конца, сердце может плакать без слез.

Юноша задает следующую партию вопросов. Что выше, чем дом? Что быстрее, чем мышь? Что глубже, чем колодец? Что более горькое, чем желчь?

Она отвечает: труба выше, чем дом; кошка быстрее, чем мышь; закон глубже, чем колодец; смерть горче, чем желчь!

Видимо, юношу эти ответы устроили. Потому что в итоге они поют знакомые нам строки про балалайку.

Понятно, что некоторые, выслушав такие ответы девушки, засомневались бы в ее уме. Потом что ответ про камень, который растет без дождя, – полная глупость. А заявление, что закон глубже колодца, вообще попахивает экстремизмом.

То есть правильно эту песню разделить на две части: те, кому нужны симпатичные девушки, поют про балалайку, а кому умные –  про вопросы.

Вот Виктор Богорад, когда выбирает, с кем пойти на выставку картин про собак и кошек, всегда проверяет спутницу с помощью вопросов. Но, понятно, использует художественные образы – в частности картину Роя Лихтенштейна. Если девушка понимает, что там нарисовано, можно и Je suis dog показывать.

С.Б.