Что изменится в РПЦ с появлением нового патриарха?

Кирилл предсказуемо стал патриархом. И все, что произошло на двух соборах РПЦ (Архиерейском и Поместном), было предсказуемо. За два дня до Архиерейского собора «Город 812» прогнозировал, что в патриархи будут рекомендованы три митрополита: Смоленский Кирилл, Калужский Климент и Белорусский Филарет. Так и случилось.

       Как выбирали

Казалось бы, уже здесь, на Архиерейском соборе, Кирилл одержал убедительную победу: за него проголосовало 97 епископов, тогда как за второго – 32, а за третьего – 16. Однако это не совсем так: нетрудно вычислить, что Кирилл набрал меньше половины голосов – большинство архиереев (101 из 198) проголосовало не за него. Результат голосования Поместного собора был более убедителен, несмотря на путаницу в цифрах, ставящую под сомнение умение соборян считать (весь мир в прямом эфире сначала услышал, что членов собора 701 человек, затем – что их 702, и наконец – 700).  В итоге было насчитано 508 голосов за Кирилла и 192 против, с учетом испорченных бюллетеней.

Происшедшее на соборе можно назвать свободным в том смысле, что делегаты добровольно участвовали в отрежессированном спектакле. Элементами этой режиссуры был и отказ митрополита Филарета от выдвижения в патриархи в пользу Кирилла, и предложение митрополита Владимира Киевского отказаться от третьего кандидата вообще. Сама организация собора и даже рассадка делегатов исключали возможность обсуждения церковных проблем. Речь шла не о давлении на делегатов, а об их подавлении. На соборе Кирилл подавлял масштабом своей личности и стилем ведения заседаний. В результате Архиерейский собор завершился за день вместо запланированных двух, Поместный – за два вместо трех. Выходит – не о чем говорить, в церкви нет проблем? Все это напомнило съезды КПСС, где делегатская масса утверждала решения политбюро. В данном случае, митрополитбюро.

Административный ресурс использовался. Но ресурс даже не патриархии, а России. За день до собора был заблокирован сайт религиозной информации portal-credo.ru, который смог возобновить работу лишь после избрания патриарха. Сайт давал возможность высказаться как противникам, так и сторонникам Кирилла. Помощники Кирилла не раз критиковали это интернет-издание. Я не могу сказать, что это было сделано по распоряжению кандидата, но, несомненно, в интересах его команды. Стоит отметить, что эта команда не обладает техническими возможностями для блокировки сайта столь мощной DOS-атакой. Здесь должна была поработать интернет-продвинутая контора. Еще одна “электронная акция” была сделана непосредственно по распоряжению местоблюстителя. На время проведения собора в ХХС (официальная аббревиатура храма Христа Спасителя) установили “глушилки” для мобильников. Официальная версия – для того чтобы на делегатов не оказывали “давления”. На самом деле – чтобы не было оперативной “утечки информации” о происходящем на соборе. Власть даже попыталась снять с Кирилла пятно “табачно-алкогольной истории” середины 1990-х. Устами Александра Починка выяснилось, что в этом деле был замешан не Кирилл, а его оппонент Климент. Немногочисленные пикеты “церковной оппозиции” вокруг ХХС рассеивались милицией, у сторонников Кирилла не было проблем со свободой слова и собраний.

       Патриаршие притчи

О новом патриархе известно несколько притч. Причта о том, как юный Владимир Гундяев ловил кошек, чтобы сдавать их куда следует, и навстречу ему попался митрополит Никодим (Ротов), который сказал: “Брось ловить кошек, и я сделаю тебя “ловцом человеков” (именно этой фразой Христос призвал себе апостолов, бывших до этого рыбаками). Или притча о том, как Володю хотели принять в пионеры, а тот наивно спросил, можно ли ему ходить в пионерском галстуке в церковь? Есть еще история, не попавшая в анналы, которую мне рассказал покойный протоиерей Борис Тихонравов. В начале 1960-х он служил вместе с протоиереем Михаилом Гундяевым, патриаршим отцом, на Серафимовском кладбище в Ленинграде. И вот приходит Володя в храм и заявляет: “Все. Я решил порвать с Богом и вступить в комсомол”. Отец Михаил ничего не ответил, только встал на молитву перед храмовой иконой преподобного Серафима Саровского. И отмолил сына.

Для человека верующего сомнения и колебания – вещь нормальная. В данном случае время этих колебаний совпало с антицерковной кампанией Никиты Хрущева. Все житие Кирилла свидетельствует, что он колебался вместе с “линией партии”. На Поместном соборе 1988 г., в разгар перестройки, 42-летний Кирилл говорил о том, что церковь должна быть понятна народу, о переводе богослужения на русский язык. На Поместном соборе 2009 г. 62-летний Кирилл старался быть понятным власти, и поэтому отрицал необходимость реформ в церкви. Впрочем, именно это “приспособленчество” Кирилла способно в будущем помочь РПЦ. С изменением общеполитической жизни патриаршие взгляды на жизнь могут  измениться.

Российской общественности Кирилл известен как телевизионный проповедник и медиаперсона. Он всегда знает, что ждет от него конкретная аудитория. Окружение покойного митрополита Никодима рассказывает еще одну притчу. Как-то раз, во время келейных посиделок, кто-то сказал Кириллу: “Ты же у нас “златоуст”. Вот палец, скажи проповедь на эту тему”. И тот, не моргнув глазом, начал: “Палец… Перст… Перст Божий… Промысел, ведущий человека по жизни…”

       Текущие проблемы

Избрание Кирилла ставит ряд проблем перед РПЦ. Антиукраинская и антиэстонская риторика Кирилла на соборе была своеобразной формой присяги на верность власти. Руководство РПЦ не хочет принимать внутреннюю потребность украинского общества в консолидации православных сил. Естественно, отношение к независимости УПЦ от Москвы среди украинских православных неоднозначное. Но эта неоднозначность во многом провоцируется официальной позицией патриархии, которая утверждает, что провозглашение автокефалии УПЦ есть разрушение единства православных народов. Отмечу, что подобные заявления патриархии противоречат догматическому богословию и церковному праву. Мировое православие существует как союз независимых церквей, что не нарушает их единства. В Московской патриархии единство понимают исключительно в его административном значении, пытаясь одновременно осуществить заказ Кремля на удержание украинских православных в политической орбите России и удовлетворить собственные амбиции. Полный запрет на обсуждение украинского церковного вопроса, наложенный собором, может обернуться новым расколом на Украине.

То же может произойти и во внутренней жизни церкви. РПЦ нуждается, прежде всего, в реформе человеческих отношений. Сегодня прихожанин бесправен перед настоятелем, а священник – перед епископом. Кстати, существует еще одна притча о новом патриархе. Кирилл на епархиальном собрании в Смоленске распекает священника, который по ряду причин (семья, здоровье) отказался от назначения на дальний сельский приход: “Мы же все солдаты церкви. Раз Мать-церковь говорит, что надо – значит, надо. Вот мне Мать-церковь сказала: поезжай в Женеву, так я вечером собрал чемодан и утром поехал…”  Методы руководства собором демонстрируют, что в РПЦ утвердится такая авторитарная практика в ущерб церковной соборности-демократичности.

Усилия нового патриарха будут направлены не только на то, чтобы окончательно встроить церковь в вертикаль  власти, но и на то, чтобы укрепить эту вертикаль в самой РПЦ. Если покойный Алексий пытался соблюсти здесь баланс сил, то Кирилл будет где возможно ставить своих людей, стараясь активно контролировать все и вся. Подобная степень централизации власти была в Русской Церкви только в середине XVII века, при патриархе Никоне. Тогда это закончилось расколом. Не исключено, что патриаршество Кирилла в итоге приведет к сплочению групп православных фундаменталистов диомидовского толка, которых в РПЦ, как показывает голосование на соборе, не мене 25%. Для них Кирилл всегда будет оставаться “обновленцем”, который ради избрания надел маску консерватора.

       Перемены в Петербурге

Еще один насущный вопрос – это следующий митрополит Петербургский. Для засидевшегося на кафедре Владимира год его 80-летия должен стать последним в этом городе. Может быть, он выговорил себе у патриарха право провести празднование 200-летия Духовной академии, и тогда его отправят на покой на синоде в декабре, а не в июле. Сейчас непонятно, кто будет назначен на его место. Это может быть и петербуржец епископ Петергофский Маркел (Ветров), ставший таковым не без помощи Кирилла в 2006 году. Они вместе в 1970-х гг. составляли ближайшее окружение покойного ленинградского митрополита Никодима. К тому же Маркел был одним из членов счетной комиссии. Впрочем, он один из немногих “архиереев с человеческим лицом”.

И все-таки мне искренне жаль, что Кирилл никогда не будет митрополитом Петербургским. Именно к этому служению его готовил митрополит Никодим. За Кириллом со времени его ректорства в Ленинградской духовной академии в 1974 – 1984 гг. оставался легкий привкус религиозного диссидентства. Даже ходила легенда, что Кирилл подписал письмо с протестом против ввода советских войск в Афганистан в 1979 году.

Но ученик в первые дни после избрания так ни разу и не упомянул своего учителя. Он прекрасно понимает, что в среде московского духовенства, монашества и епископата отношение к Никодиму осторожно-неприязненное как к “экуменисту” и “либералу”. В течение двух месяцев своего местоблюстительства Кирилл сделал все возможное, чтобы дистанцироваться в глазах своих возможных оппонентов от наследия Никодима. Это вновь доказывает, что утверждение о “питерских” в московской власти  – не более чем миф. Переезжая в Москву, они отрекаются от своего прошлого и начинают жить интересами, клубящимися внутри Садового кольца.   

Александр Мусин, 
доктор исторических наук, кандидат богословия

____________________________________________________________
  РАНЕЕ ПО ТЕМЕ:    Хорошо ли что Кирилл стал патриархом
                                  
                                   Постпатриаршие труды