Не пора ли отменить закон броуновского движения?

В Петербурге нашли причину пробок. Не всех, но некоторых – проблема, как выяснилось, в том, что у структур, которые сейчас занимаются организацией движения в городе, полномочий не хватает. Поэтому нужно создать новую структуру, которая будет разбираться с тем, кто мешает ездить по улицам.

  Поводом для разборок стали пробки на Песочной набережной, которую в январе закрыли для прокладки газопровода. Участок от Левашовского проспекта до улицы Профессора Попова стал односторонним, его приходится объезжать. Во второй половине дня, когда все едут из центра, здесь перманентная пробка. А светофор на перекрестке набережной и Профессора Попова работает по-старому. Кстати, ограничения на Песочной появились 3 января, а техника реально стала работать только через две недели.

Всем этим заинтересовались депутаты. И, по словам главы Комитета по законодательству ЗакСа Виктора Евтухова, в ближайшую среду будет обсуждаться обращение к губернатору Валентине Матвиенко. По мнению Евтухова, в городе необходимо создать особую структуру, которая имела бы реальные полномочия – например, могла бы штрафовать те организации, которые полностью или частично перекрывают проезжую часть. По его версии, вопрос с появлением такой организации может быть решен уже через две недели.

Сейчас в городе за организацию дорожного движения отвечает одноименная дирекция (ДОДД). И в дирекции уверены: проблема не в отсутствии структуры – а в необходимости совершенствовать законы – а это уже забота самих депутатов. Впрочем, и в дирекции по организации движения, и в ЗакСе сходятся во мнении, что ситуацию с городскими ремонтами, влекущими закрытие улиц, надо срочно менять. Особенно сейчас, когда в связи с кризисом любая стройка может стать долгостроем.

Глава Дирекции по организации дорожного движения Андрей Корчагин был назначен на этот пост в январе прошлого года. “Город 812” поинтересовался у него, что мешает ДОДД бороться за правильную организацию движения сейчас?

– Даже те предприятия, которые зависят от дирекции, не слишком прислушиваются к нашим правилам, – отметил Андрей Корчагин. – Взять, к примеру, владельцев большегрузного транспорта, которому ДОДД выписывает пропуски на въезд в центр. Въезд разрешен только ночью, но грузовики разъезжают по городу в любое время, отчего тоже возникают пробки. Водителю грозит 100-рублевый штраф, выписанный инспектором ГИБДД, а его работодателю – и вовсе ничего. Совсем иначе фирма вела бы себя, если б на нее налагали штраф, какой и положено назначать юридическим лицам.

– А дирекция этого делать не может?

– Изначально задача ДОДД заключалась в том, чтобы наблюдать за исправностью светофоров, следить, чтобы в порядке были дорожные знаки и разметка. Так было еще в 1997 году. Но когда трафик увеличился в несколько раз, стало очевидно, что всего этого мало. Нужно было перекраивать схемы движения, разрабатывать обходные пути в случае закрытия улицы на ремонт, если понадобится – менять режим работы светофоров. В Москве всем этим занимается Департамент связи и транспорта. В европейских столицах – муниципалитеты. И те, и другие ставят подписи на разрешительных документах, когда дело заходит о ремонте улиц, и без их ведома закрыть трассу невозможно. В Петербурге – как показал случай с Песочной набережной – дирекцию даже не всегда информируют о грядущих изменениях. А информировать надо, причем заранее, чтобы у нас была возможность предложить временную схему движения.

– Дирекция хочет сама штрафовать нарушителей?

– Сейчас главное – не “кто будет штрафовать”, а “по какому закону надо штрафовать”. Требуется новый закон или внесение новых статей в Закон о правонарушениях в сфере благоустройства.

– Бывали ли случаи, когда Дирекция по организации движения предлагала какую-то удачную схему во избежание пробок, а ГИБДД препятствовала ее появлению?

– Любое изменение в схеме сопровождается жаркими дискуссиями. Планы рисуются, критикуются, исправляются, потом там снова находят недостатки. Но консенсус всегда находили. Например, долго решали, запрещать ли поворот с Лиговского налево на Разъезжую улицу. В итоге запретили, потому что нашли схему объезда. В ближайшее время изменится схема на Среднеохтинском проспекте: левый поворот с Шепетовской закроют, потому что из-за него постоянно возникают пробки. Зато можно будет поворачивать с Большой Пороховской улицы. На Садовой улице закрыли хитрый левый поворот на Невский – зато открыли на Фонтанке. Это было сделано в связи с появлением выделенной полосы для пассажирского транспорта. В первые дни после нововведения на перекрестках дежурят инспекторы, которые останавливают тех водителей, кто не заметил знаки, и показывают им, как надо ехать. И не штрафуют.

– Бывает, что к ДОДД предъявляют претензии из-за отсутствующих знаков?

– Бывает, что знаки пропадают из-за вандалов. Но я ни разу не слышал, чтобы какую-то улицу сделали односторонней, а знак при этом забыли повесить.

В общем, Дирекция по организации дорожного движения тоже за то, чтобы в городе появилась некая новая структура – скорее всего, комиссия, в которую входили бы представители ГИБДД, государственной административно-технической инспекции и собственно ДОДД. Главное, чтобы с этой комиссией считались строители. В идеале – чтобы не могли начать работы, не получив разрешительную подпись ДОДД, а за нарушение этого правила – платили бы штрафы.

Понятно, что создать комиссию – не проблема, сложнее заставить строительные фирмы с ней считаться.

Председатель Комитета по законодательству ЗакСа Виктор Евтухов говорит, что в случаях со строительными или ремонтными  работами, в которых заказчиком выступает город, проблем не должно возникнуть:

– Представьте, что улица закрыта для ремонта дорожного покрытия, в этом случае заказчиком работ является Комитет по благоустройству. Здесь сроки оговорены в контракте, и все стараются успеть к назначенному времени. Потому что не хотят попасть в “черный список” и потерять будущие подряды. Если же виновник закрытия – строительная организация, которая занимается реставрацией дома или прокладкой инженерных сетей, то к ней претензии предъявить может только заказчик работ. А не правительство и не обычные горожане, которые вынуждены постоянно стоять в пробке – как на Невском возле “Невского паласа” или на углу с улицей Восстания.

По мнению Евтухова, введение крупных штрафов за просрочки могли б заставить строителей работать быстрее. И появление еще одной разрешительной организации – назовем ее условно Комиссией по организации движения – тоже подстегнет строителей к соблюдению сроков – они должны бояться, что могут не получить следующее разрешение на ремонтные работы в центре города.     

Нина Астафьева