Реформа водного транспорта временно учла интересы перевозчиков

История с дележом водных причалов и всех перевозок по воде, описанная нами в № 17, получила продолжение и стала лучшим доказательством того, что а): с малым бизнесом все-таки нельзя не считаться, если он успел договориться между собой, и что б): 16 мужчин все-таки могут договориться с 1 женщиной.

  Предыстория такая. В конце прошлого года правительство СПб затеяло реформу водных перевозок. А именно: решило изъять все причалы на реках и каналах у всех перевозчиков без права продления аренды и передать их в управление специально созданной для этого структуре –  ГУ “Управление водного транспорта”, которое возглавила Ольга Каргина (одновременно генеральный директор крупнейшей компании-оператора водного туризма “Русские круизы”). Это управление должно было наладить пассажирские перевозки по воде, понастроить в городе новых причалов или реконструировать старые. 

Предстоящая реформа вызвала яростное  сопротивление Ассоциации владельцев пассажирских судов, объединяющей 16 предприятий, осуществляющих 90% всех перевозок по воде в Петербурге. Владельцам катеров-теплоходов не понравилось, что их отодвигают от руля. Сейчас, взяв причал в аренду, они получают его в полное распоряжение на год, два, а то и три. Аренда достаточно дорогая, однако, если причал расположен, у Эрмитажа, например, и на этом причале у тебя нет конкурентов, прибыль получается хорошая. Если же причалы перейдут под начало ГУ, оно будет подпускать к нему суда перевозчиков по правилам, которые пока нигде не прописаны. У перевозчиков возникло опасение, что директор Управления водного транспорта будет лоббировать интересы “Русских круизов”. Наконец, на тех же причалах, кроме туристических, появляются пассажирские суда, ходящие по расписанию, возникает толчея и отток туристов, так как некоторые из них наверняка воспользуются возможностью прокатиться по Неве и канала по социальному тарифу, который на порядок дешевле.

Пока перевозчики шумели, 19 января Валентина Матвиенко внесла в местный парламент проекта закона  “О водном транспорте  Санкт-Петербурга”. Когда закон будет принят и начнет действовать, то водный транспорт наконец-то станет не просто баловством, а нормальным общественным транспортом. Город понастроит причалов, утвердит маршруты и тарифы, проведет конкурс среди перевозчиков, начнет выделять субсидии, чтоб билеты на водный автобус были подъемными.  При этом сохранится и водный туризм, где никаких конкурсов, свободный рынок, билеты по коммерческим тарифам.

Как пассажир определит – на тот ли пароход он сел? В законе об этом подумали. Из пункта 7 становится понятно, что маршруты делятся на транспортные и экскурсионно-прогулочные. Транспортные  маршруты отличаются от экскурсионно-прогулочных протяженностью, продолжительностью и качеством услуг, но конкретно прописан лишь один параметр – продолжительность. Цитируем: “экскурсионно-прогулочные – маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа”.

Таким образом,  если вы купили билет на теплоход и вас катают уже больше суток, это должно насторожить – не сели ли вы случайно на водный автобус вместо туристического судна? И требовать возврата части стоимости билета. 
В общем, все замечательно, чем же обеспокоены члены Ассоциации владельцев пассажирских судов?

– Судов в городе много, – рассказывает Владимир Филиппов, генеральный директор компании “Аква-Экскурс”. – Если в 2000 году в городе на каналах работало только 10 судов типа “Фонтанка” на 80 человек каждое  и два теплохода, то сейчас у всех компаний в общей сложности только на каналах более 100 судов вместимостью от 40 до 80 человек. Если нас всех выстроить в хвост друг другу, круг замкнется, и по каналам будет вращаться карусель длиной примерно в 10 км,  с интервалом около 100 м между судами. В последние годы реки и каналы перенасыщены судами, уже сейчас туристов не хватает. А если к существующим добавится еще 70 новых (на этой неделе Ольга Каргина сообщила, что уже в эту навигацию заработает еще 9 новых маршрутов, дотируемых из бюджета, и на них будет 70 судов, не оговаривая, правда, что это обязательно новые. – А. О.), на реках и каналах будут пробки и полупустые суда.

Хотя закон “О водном транспорте” еще не принят, в минувший четверг (29 января 2009-го) КУГИ собрал всех водных перевозчиков и предложил им подписать  договор, оговаривающий условия работы на будущий сезон. Правительство пошло навстречу пожеланиям большинства членов  Ассоциации владельцев пассажирских судов – решил продлить договоры аренды на причалы с их прежними арендаторами (со всеми добросовестными перевозчиками – на три года, с не очень добросовестными, которые например, платят не вовремя,  – на 1 год), а не передавать их в управление ГУ УВТ прямо сейчас.

Управление водного транспорта во главе с Ольгой Каргиной считает, что это временная мера – на переходный период, впоследствии причалы все равно передадут управлению.

–  Принципиально мы договорились, – рассказывает Евгений Зубарев, председатель ассоциации. – Будет здорово, если и мы поучаствуем в конкурсах на социальные перевозки. В договоре остается несколько пунктов, которые нас не могут устраивать, поэтому и не подписали. Договоренность будет достигнута в течение 2 недель.

Как рассказали “Городу 812” другие члены ассоциации, среди пунктов, которые им не нравятся, например, такой – если город вдруг найдет денег и вместо старого причала построит новый за свой счет или пристроит его к старому, договор аренды с перевозчиком может быть разорван в одностороннем порядке. А зачем его разрывать, если перевозчик выиграл конкурс и хорошо работает? Возможное объяснение – город все же хочет вытеснить уже существующих перевозчиков, заменив их на кого-то другого, но вытеснить по мере появления такой возможности, потому что сейчас у него нет ни своих судов, ни денег. 

Но все это мелочи по сравнению с перспективами, которые открываются,  если суда будут ходить по рекам и каналам каруселью с интервалом в 100  метров, да еще по дотационным расценкам. Останется только раскопать улицы, превратив их в каналы. Начать можно с Лиговки, которая была построена как канал в 1718 – 1721 гг. и сохраняла такую функцию, правда во все более урезанном варианте, вплоть до 1969 года.     


Алексей Орешкин