Политические партии долго не реагировали на сообщения о пытках в отношении анархистов, задержанных ФСБ. Наконец, это сделали яблочники Эмилия Слабунова и Борис Вишневский – потребовали от прокурора Петербурга проверить информацию о применении силовиками пыток. И разобраться с нападениями на политических активистов в Петербурге.
Напомним, что 29 января неизвестными было совершено нападение на петербургского правозащитника Динара Идрисова, он получил травмы. 26 января – найдено тело участника оппозиционных митингов Константина Синицина, кем он был убит – неясно. В версию бытового конфликта его соратники не верят.
«В эти же дни,- пишут яблочники, – появилась информация о похищении и пытках сотрудниками Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Виктора Филинкова, Игоря Шишкина и Ильи Капустина. Виктор Филинков рассказал адвокату и членам Общественной наблюдательной комиссии, что сотрудники ФСБ несколько часов пытали его в лесу. Филинков и Шишкин были арестованы судом и в следственном изоляторе члены ОНК зафиксировали на них многочисленные следы пыток, Илью Капустина пытали в качестве свидетеля. Филинков и Капустин подали заявления о совершенных в отношении них преступлении. Известно, что по тому же уголовному делу есть многочисленные сообщения о пытках в изоляторе города Пенза».
«Яблоко» требует от прокурора Петербурга и начальника ГУ МФД РФ по Петербургу и Ленинградской области провести подробную и тщательную проверку всех перечисленных фактов с публичным оглашением ее результатов. «Что касается информации о пытках, то она нуждается в тщательной проверке, но если хотя бы часть ее подтвердится, то сотрудники «органов», виновные в применении таких «методов следствия», должны быть привлечены к уголовной ответственности» – пишут яблочники.
Кроме того, они обещают инициировать в Петербурге публичные акции против политических репрессий.
Стоит, однако, признать, что пока что информация о нападениях и пытках не слишком заинтересовала общественность, в отличие от истории про Дерипаску и Настю Рыбку, рассказанную Алексеем Навальным, моментально ставшей сенсацией.
– На мой взгляд, главный успех Кремля (и поражение общества) – в том, что он сумел превратить политику в развлекательный «дурдом-2», в котором по-настоящему серьезные темы смотрятся как «отстой» и «скучища», – говорит историк Даниил Коцюбинский. – И, наоборот, никак и ни на что не способные повлиять гламурные скандалы, вроде нынешней историей «с Рыбкой и Травкой», являются «важными», «значимыми» и безоговорочно информационно и политически востребованными. В очередной раз это стало ясно, когда, незадолго до того, как в Сети и в СМИ «взорвалось» вышеупомянутое коррупционно-генитальное расследование, по сути потонула в вакууме всеобщего безразличия действительно страшная история, от которой повеяло кровавым холодком 1937 года. Я имею в виду сенсационную информацию о том, что в недрах пензенского и петербургского управлений ФСБ фабрикуется «дело о терроризме» и что привлеченных по этому делу молодых людей пытают, вбивая из них «нужные» следствию показания. А за этим последовала еще одна страшная новость – о том, что был избит правозащитник Динар Идрисов, который одним из первых обнародовал эту информацию. Журналисты об этом написали. Но дальше наступило молчание. Политики – притом не только единороссы, но и все их так называемые оппоненты – сделали вид, что это «их не касается». И вот, спустя более, чем неделю, петербургское отделение «Яблока», получив поддержку со стороны председателя партии Эмилии Слабуновой , сделало заявление и анонсировало организацию акции протеста против пыток, избиений и политический убийств. В свое время я вышел из партии «Яблоко», когда решил, что она не стремится всерьез оппонировать путинской авторитарной системе. И многие последующие шаги «Яблока», вроде бы, подтверждали это мое мнение. Но в данном случае я готов признать, что петербургские яблочники поступили так, как и должны поступать политики, именующие себя демократами и либералами. Они бросили вызов произволу спецслужб. И не «прошлому произволу», который давно стал историей, а тому, который творится здесь и сейчас. Мне очень хочется надеяться на то, что если граждане Петербурга поддержат эту инициативу яблочников, «малая реинкарнация 1937 года», которая сегодня отчетливо постучалась к нам в дверь, все же не состоится.
Виктория Ловачева