Споры о том, в какие цвета надо красить петербургские здания, постоянно подпитываются дискуссией: каким должен быть Зимний дворец – ядовито-бордовым или песочно-желтым? Дмитрий Озерков, руководитель рабочей группы «Эрмитаж 20/21» (занимается созданием музея XXI века), считает, что в новостройках дома надо красить обязательно (в розовый, желтый, синий, красный), а в центре – сначала помыть.
– История с недавней покраской в розовый поросячий цвет дома, построенного почти сто лет назад архитектором Алексеем Бубырем на набережной Фонтанки, 159, активно обсуждалась в рунете. Дом быстро перекрасили, для чего пришлось снова сооружать строительные леса на высоту старого восьмиэтажного дома. Как вы к этому относитесь?
– Красить в розовый цвет, если уж речь именно о нем, надо прежде всего новые здания. Старые должны сохранять свой цвет. Другое дело, что это должен быть цвет, а не грязь. Наверное, лучше мыть, чем красить.
– А если новое здание появляется среди старых?
– Оно может быть и розовым. Несовместимое на первый взгляд может совмещаться. Устроил же Версаль в своих классических стенах выставку больших поп-артовских объектов Джеффа Кунса.
Что не везде уместно для государственного офиса, вполне возможно для частного бизнес-центра, тем более для торговли или детского учреждения. Энрик Миралес перекрыл старый рынок в самом центре Барселоны новой разноцветной футуристической крышей. Получилось не только архитектурное событие, в “торговую точку” хочется зайти.
– Какова основная палитра Петербурга?
– Грязно-серая.
– Она, наверное, соответствует суровой северной природе?
– В Петербурге нет северной природы, нет природы вообще. В отличие, скажем, от Хельсинки, Стокгольма или даже Выборга. В СПб есть урбанистический пейзаж, который диктует свои законы. А то, что от свинцового неба и серой воды он отличается только по тону, а не по цвету, – “заслуга” архитекторов, строителей и пр. Дело вовсе не в том, чтобы налепить повсюду американских диснеевско-макдональдсовских ярких красок. Речь о добавлении цвета в палитру, чтобы “благородная петербургская меланхолия” не сводилась к бессмысленной загазованной депрессии.
– Благородная меланхолия, наверное, адекватна петербургским столичным амбициям?
– У Петербурга не осталось этих амбиций. То, что в Петербурге следует сохранить, – единство тона. Все еще есть некое единство палитры, пусть и бедной цветом – в отличие от многоцветной Москвы, где никаких колористических законов нет, да никогда и не было, вспомните картины Рябушкина или Аполлинария Васнецова. В Петербурге есть это единство палитры, и цвет надо добавлять сюда разумно, осторожно. Отмывками, а не спреем. Однако цвет необходим, иначе еще несколько поколений вырастут на грязных бледно-желтых подворотнях, на ржавеющей изнутри санитарной плитке, на сером отсыревшем бетоне.
– Есть ли удачные примеры окраски зданий?
– Навскидку не назову. Удачный дом “Линкор” на Петроградской набережной в форме металлического борта корабля, но там стекло. Лучше, когда используются естественные материалы – грубо сколотый или бучардированный гранит, например. Естественные материалы, а не спрессованные из пыли на немецком оборудовании для садово-парковых участков. Мне ненавистен пыльный полированный гранит в сочетании со стеклом, ненавистна красная карамельная плитка мостовых.
– Как должна выглядеть окраска зданий на Дворцовой площади — Зимний дворец, Штаб гвардии, Главный штаб?
– Традиционно, но поскольку традиция здесь разнообразна – были моменты, когда Зимний был красным, желтым и т.д., уместнее слово “может”, а не “должен”.
– А решать кто будет?
– Не все горожане в обязательном порядке путем дорогостоящего референдума, а заинтересованные петербуржцы (поверьте, они найдутся), которые смогут высказать свое мнение. Цивилизованный способ решения вопроса с окраской Дворцовой площади – это обсуждение, разговор, вероятно, долгий и не простой, с аргументами “за” и “против”. В любом случае, это не вопрос регламента Дворцовой площади или иных непререкаемых норм.
– В какие цвета красить дома на Невском?
– Сначала отмыть фасады с естественным камнем, а потом добавить оштукатуренным светлых мажорных тонов. На других главных магистралях центра – то же самое.
– Как поступать в новых районах? Надо ли красить бетонные многоэтажки в спальных районах?
– Однозначно, да. Красить гармонично. В желтый, синий, красный. Цвета Кандинского и Мондриана. Есть законы сочетания цветов и объемов, цветов и поверхностей, площадей, и т.д. Об этом начиная с 1920-х годов сочинены горы книг. Специалистам они известны. Иначе в спальных районах будет доминировать подавляющий настрой от многоэтажных архитектурных монстров.
Сегодня цвет здания не выдает архитектора, все дома на одно лицо, более или менее уродливое. Материалы заказаны по одним и тем же каталогам по принципам дешевизны, а город – уродливо сер и тосклив.
– Может быть, определенный цвет должен соответствовать району, чтобы сразу понять, где находишься?
– Тому, кто заблудился настолько, это вряд ли поможет.
Вадим Шувалов