Неудачей на прошлой неделе завершилась отчаянная попытка московского предпринимателя Шалвы Чигиринского спасти за чей-то иной, кроме собственного, счет сразу два знаковых проекта в Петербурге – проекты реконструкции универмага «Пассаж» и острова Новая Голландия.
Не имея средств на содержание семьи, приличные люди разводятся. Точно так же поступил владелец крупнейшей нефтяной компании Sibir Energy. Оказавшись в затруднительном финансовом положении Шалва Павлович Чигиринский решил пойти на большую жертву – продать за недорого три своих проекта, на приобретение которых некогда потратил очень и очень большие деньги. Принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости, даже в том состоянии, в каком они сейчас (т.е. реализованные в малой части, но с правами на землю и уже произведенными затратами), – проекты строительства высотной башни “Россия”, реконструкции Новой Голландии и “Пассажа” – оценивались в $340 млн. Продав их собственной компании, у которой помимо него есть и другие владельцы (47% акций “Сибирской Энергии” через офшор поделены между Чигигиринским и его партнером Игорем Кесаевым, 18% принадлежат правительству Москвы), Чигиринский получил бы только $127 млн плюс избавление от долгов в $213 млн (строителям и проектировщикам реконструкции Новой Голландии так и не заплачено не за все выполненные работы и пр.), хотя на приобретение одного только “Пассажа” в 2006 году потратил $50 млн ( с учетом выкупа контрольного пакета акций фирмы “Пассаж”, владевшей правом аренды оставшихся помещений, состояния коммуникаций и т.п. один из старейших универмагов в городе обошелся Чигиринскому, по оценкам экспертов, в $200 – 250 млн). Если добавить к этому затраты по Новой Голландии и башне “Россия”, становится ясным, что Чигиринский продавал свою недвижимость за сущие копейки.
И, хотя предварительная договоренность была достигнута в декабре, ни “Пассажа”, ни Новой Голландии у девелопера не купили. Сделке воспротивилось правительство Москвы. Таким образом, нового инвестора не появилось, и проекты реконструкции Новой Голландии и “Пассажа” откладываются на неопределенный срок.
В ТПФ “Пассаж” рассказали, что проект теперь под большим вопросом, но ни один из директоров торговой фирмы подробнее прокомментировать ничего не может, потому что “это не от нас зависит, а от Москвы”.
Про “Пассаж”, с некой долей условности, можно сказать, и черт с ним: здание, построенное в 1848 году, уже подвергалось реконструкции в 1902-м и падать не собирается. Проект реконструкции предусматривал превращение “Пассажа” в галерею бутиков высокой моды, но подобных заведений и так на Невском хватает.
Узнав о том, что сделка не состоялась, часть театральной общественности Петербурга даже вздохнула с облегчением. Дело в том, что, став владельцем “Пассажа”, Шалва Павлович заявил, что намерен добиться перевода в другое помещение из того же здания на Невском, 48, Театра им. Комиссаржевской, так как “Пассажу” необходим полноценный выход на Итальянскую улицу (видимо, тот, что есть, слишком узок). Из-за того, что инвестор не появился, эта опасность миновала. Однако директор театра заявил, что ее и так не было.
– Вопрос был снят, когда Валентина Ивановна заявила, что никакого перевода театра не будет, это просто невозможно – убирать из исторического здания блокадный театр, – рассказывает Вадим Зайцев, директор театра. (Театр Комиссаржевской был единственным театром, который работал в блокадном Ленинграде. – А. О.). Да и сам Чигиринский впоследствии говорил, что его неправильно поняли.
– Но, может быть, с появлением нового инвестора вы могли бы претендовать на сотрудничество, чтобы вместе с реконструкцией “Пассажа”, помогли и театру?
– Нам инвесторы пока не нужны. К 300-летию Петербурга у нас был выполнен прекрасный капитальный ремонт за счет бюджета. А с “Пассажем” мы замечательно сотрудничаем – вместе обслуживаем тепловые сети.
С Новой Голландией все печальнее. Работы по реконструкции приостановлены еще в октябре, а так как остров уже успели расшевелить – снесена часть зданий, пробиты первые шурфы для установки “стены в грунте” и т.п. – – оставшиеся сооружения, в том числе пять памятников, будут разрушаться еще быстрее, чем прежде, в том числе три корпуса лесных складов работы Саввы Чевакинского. Теперь в том, что все это разрушается, будут винить Юрия Михайловича Лужкова и его правительство. На самом деле не в Лужкове дело.
Просто Новая Голландия и руководитель девелоперской компании “СТ Групп” были судьбой предназначены друг другу. Не было и не может быть двух столь близких по духу людей, как Савва Чевакинский и Шалва Чигиринский. Вряд ли найдется в современной России какой-то другой инвестор, способный вложиться в проект со сроком окупаемости под 30 лет из-за любви к искусству. Вряд ли найдется еще один такой архитектор, который сумел превратить простые склады в произведение искусства, но и смету завысить так, что даже не чуждая роскоши императрица Елизавета Петровна охнула. Охнула, но дала. Чевакинский и Чигиринский. Они не должны были расстаться. И они не расстались.
Алексей Орешкин