Около полудня 18 марта я пришел на участок для голосования № 1634 в Петроградском районе. Пришел исключительно по нужде – в бассейн с ребенком. Навстречу под руки вывели немощную старуху, уже отдавшую государству посильный долг. В фойе стояла очередь. Не такая, как на иные другие участки, о которых я прочел вечером, но достаточная для того, чтобы вызвать удивление.
К этому моменту уже было известно о рекордной утренней явке и, конечно, о мобилизованных бюджетниках. Но все равно очередь впечатляла – все эти люди готовы были стоять минут 20 как минимум, для того чтобы принять участие в бессмысленном, с моей точки зрения, действии. В «Пятерочке» они давно бы уже вопили как резанные: «Откройте вторую кассу!» и «Позовите администратора!»
Я сел на скамейку и стал изучать толпу. Тут явно были студенты, но не доминировали. Скорее всего, сошлись представители разных отраслей бюджетной сферы. Люди стояли покорно – без радости и без злости, пришли компаниями и убивали время разговорами.
Тут из комнатки, где проходило голосование, вышла женщина и сказала: «Есть кто по прописке? Проходите без очереди!» На призыв женщины не откликнулся ни один человек. Вся очередь была по открепительным. Справедливости ради надо сказать, что через известные промежутки времени эта женщина снова выходила и снова взывала, и пара-тройка местных жителей все-таки нашлась.
Увиденное если и могло чем-то удивить, то только своим масштабом. Но были интересны итоги. Итоги я посмотрел вечером. Всего на этом участке зарегистрировано 1514 избирателей, из которых по месту нахождения приписались 647 человек. Проголосовало 1153 человека, то есть открепленных была примерно половина. Явка чуть выше средней по городу – 79%. Результат Путина абсолютно среднестатистический – 73%.
Результат впечатлил. Я подозревал, что люди, которых, во-первых, унизили, лишив права самим решать, идти им на выборы или нет, и которым, во-вторых, испортили половину выходного дня, по крайней мере обидятся. И, даже будучи любителями Путина в душе, проголосуют как-нибудь не так. Просто в знак протеста, чтобы немного испортить настроение – не Путину, а тому, кто их прислал. Тем более что в этот раз результаты голосования не контролировались – контролировалась только явка.
Но – нет. 73%.
Жаль, что очередь на участок стояла в теплом фойе, а не на морозе.
Антон Мухин