Что будет с «Охта центром» после того, как город перестал быть участником проекта?

Минувшая неделя подвела итог первой части не самой простой истории жизни проекта «Охта центра». Сделанные губернатором Петербурга и главой «Газпрома» заявления были оформлены окончательно и бесповоротно — город больше не участвует в финансировании «Охта центра». Валентина Матвиенко внесла в петербургский парламент законопроект о прекращении предназначенной для этого целевой программы. Новость, как это ни парадоксально, обрадовала и противников, и сторонников строительства. Радость первых понятна. С радостью вторых надо разобраться.

  Переговоры между администрацией города и “Газпромом” шли на протяжении всей второй половины 2008 года. Стадион для “Зенита”, “Охта центр” – чиновники и бизнесмены старались разделить зоны ответственности. Все споры решил финансовый кризис. Сначала деньги на небоскреб были изъяты из бюджета города на 2009 год, затем эту идею распространили на три года. Но, как говорится в рекламе, “радость оппозиции была бы неполной…”, так что в конце декабря было заявлено, что город больше вовсе не финансирует общественно-деловой центр на Охте.

Однако главного подарка оппозиционные политики (строительство уже давно стало скорее политическим, чем эстетическим вопросом) все же не получили. От самого проекта никто не отказался. Глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил, что небоскреб будет построен. “Охта центр” на 100 процентов профинансирует “Газпром” из своих средств. “Дополнительных участников проекта не будет, – сказал Алексей Миллер. – Акции ОАО “Общественно-деловой центр “Охта”, принадлежащие городской администрации, мы выкупим”.

В ответ губернатор заявила, что городские власти продолжат поддерживать проект. Но теперь эта поддержка будет носить организационный характер. “Мы не отделяем город от проекта, мы будем помогать и поддерживать”, – пообещала Матвиенко.

Таким образом, радость той части противников проекта, что настаивала, чтобы Петербург не выделял средства налогоплательщиков на газпромовские здания (при этом основными из этих налогоплательщиков являются дочерние структуры все того же “Газпрома”), вполне понятна. И сейчас логично было бы даже ожидать перехода части оппонентов “Охта центра” в ряды его сторонников. Поскольку беспокоивший их вопрос разрешен – деньги горожан теперь пойдут только на зенитовский стадион.

Теперь, если даже проект не принесет обещанной экономической и социальной выгоды, не даст толчка развитию Малой Охты, даже если не удастся воплотить в жизнь все эти замыслы про дополнительные рабочие места, бизнес-центры, парки концертные залы, музеи и спортивные объекты – все это уже не проблема петербуржцев. Это головная боль “Газпрома”, пусть он и беспокоится. А мы можем отойти в сторону и смотреть, как нам будут делать красиво. Смогут – хорошо, не смогут – мы ничего не теряем.

Естественно, подобные рассуждения неприменимы к тем противникам строительства “Охта центра”, которые возражают против его размеров. И на приближающихся муниципальных выборах эта тема наверняка будет вновь подниматься. Как отреагирует на это большинство горожан, или они уже заняты решением антикризисных проблем и вопрос о небоскребе их волнует уже далеко не так сильно, как раньше? Это должны показать как общественные слушания, которые собирается проводить “Газпром”, так и социологические исследования. “Число сторонников проекта “Охта центр” может несколько увеличиться после решения города выйти из его финансирования”, – такую точку зрения высказал нам научный руководитель “Агентства социальной информации” Роман Могилевский, постоянно проводящий исследования по отношению петербуржцев к крупным инвестиционным проектам.

Общественные слушания “Газпрому” необходимо проводить, поскольку он не собирается отказываться от первоначального проекта с небоскребом в 396 метров. И хочет реализовывать проект в соответствии с законодательством. А принятые на прошлой неделе ЗакСом “Правила землепользования и застройки” предусматривают, что высота зданий в районе строительства “Охта центра”, не может превышать 100 метров. Но “Правилами” предусмотрены и исключения. Правительство Петербурга может принять решение об изменении высотности объекта в сторону увеличения, если застройщик согласует проект с главным архитектором города, получит положительное решение Градостроительного совета и проведет публичные слушания. В “Газпроме” считают, что они в состоянии пройти все эти процедуры.

Решение об отказе города от финансирования проекта даже порадовало строителей и других сторонников появления небоскреба на Охте. Логика у них такая: если бы город не вышел из проекта, то пришлось бы ждать городского финансирования. А в условиях кризиса это ожидание могло бы затянуться. Потому что городской бюджет уже секвестирован и большинство крупных проектов отложены до лучших дней. В случае с финансированием “Газпромом” все проще – строители “Охта центра” уверены, что заявления Алексея Миллера будут реализованы. И говорят, что этому есть и фактические подтверждения – первые грузовики с чертежами проекта уже курсируют между офисами RMJM и ОДЦ “Охта”.     


Алексей Владимирский