310 метров над уровнем жизни

Кто и как строит «Лахта центр»

 «Город 812» побывал на стройке самого известного в России небоскреба – башне «Газпрома», более известной как «Лахта центр». Стройплощадка напоминает  вавилонское столпотворение : все говорят на разных языках и не всегда понимают соседей.  На башне трудятся корейцы, немцы, итальянцы, турки, таджики, узбеки. Как они строят небоскреб?

 ТБ: снять юбку и слушать свисток

 

«Лахта центр», когда его достроят, будет высотой 462 метра. Он станет самым высоким небоскребом в Европе.  Сейчас он дорос уже до 310 метров. На самый-самый верх посторонних не пускают – там идет заливка бетонных конструкций. Корреспондентам «Города 812» удалось подняться на отметку 222 метра. Для этого мне пришлось расстаться с  юбкой.

Юбку попросили снять  практически при входе. Строгая женщина из отдела охраны труда заявила, что юбка и мои  ноги несовместимы с посещением стройплощадки. Она принесла чьи-то брюки и велела надеть. По ее словам, так будет безопаснее. Для рабочих. Иначе они могут засмотреться на посторонние ноги без брюк и упасть с  высоты.  Будет несчастный случай, а отвечать придется охране труда.

 

Кроме брюк пришлось надеть каску, сигнальный жилет и строительные ботинки.  А также пройти инструктаж по технике безопасности (ТБ) и поставить 9 подписей в «Памятке по соблюдению требований охраны труда». Памятку я сфотографировала для журналистских целей, но оказалось, что документ секретный. Фотографию велели стереть.

Мы с коллегой-фотографом усвоили главные правила техники безопасности  – не пятиться назад, смотреть под ноги и слушаться свистков. Свистки могут издавать стропальщики и машинисты кранов, отгоняя посторонних, чтобы не стояли под стрелой.

Хуш омади

 

После переодевания  в сопровождении трех человек – пресс-секретаря АО «МФК «Лахта центр» Татьяны Юрьевой, ее коллеги Вадима  и ведущего инженера стройконтроля Алексея Сивохо – нас выпустили на стройку. Татьяна Юрьева предупредила, что ни Вадима ни Алексея цитировать в статье нельзя, так как они не входят в список людей, «которые могут что-то говорить». Всю остальную прямую речь предложила согласовать перед публикацией. Такие тут правила.

На стройплощадке удивило многообразие лиц и голосов. Золотозубые узбеки, усатые турки, корейцы, немцы, итальянцы, даже чернокожие – все активно суетились и кишели туда-сюда, создавая эффект бурлящей стройки. По словам Татьяны Юрьевой, одновременно на объекте находится 6500 строителей, работа идет круглосуточно.

Рабочие перекрикиваются на непонятных наречиях, русского языка многие не знают. Я спросила нескольких: «Откуда вы?» Некоторые в ответ молча улыбались, один сказал: «Добро пожаловать», а другой ответил: «Ренейссанс». Это название компании генподрядчика строительства.

Все заборы и столбы на стройке увешаны табличками на разных языках. На русских написано: «Осторожно, возможно падение с высоты», «Красная зона», «Безопасность – прежде всего». Некоторые надписи с небольшими ошибками. Например: «Опасно для жизнь». Как пояснил наш сопровождающий (которого нельзя цитировать),  все таблички делали турки – отсюда и ляпы.

Иностранных табличек больше, чем наших. Но что на них написано, знают только сами иностранцы. Инженер Алексей Сивохо не смог перевести иноязычный плакат (видимо, с турецкого), висевший при входе в башню. (Потом, правда, смог: оказалось, инструкция для стропальщиков). При входе в башню лежали мешки – на вид с цементом, – на которых было написано фломастером: «Хуш омади». Никто не знал, что это значит. Узбек у мешков сказал, что это надпись на таджикском и означает она: «Добро пожаловать». Все рабочие на стройке очень доброжелательны.

 

Как пройти на стройку

 

В небоскребе уже работают лифты. Скоростной шатл, идущий без остановок до самого верха, в башне будет всего один, но «двухпалубный». То есть зайти в него можно будет одновременно со второго и с третьего этажей. Всего в небоскребе планируется 100 лифтов. Пока работают несколько пассажирских и несколько технических подъемников, предназначенных для перевозки грузов и рабочих. Пассажирский лифт едет быстро, закладывает уши.

Подъем на 32-й этаж занял  26 секунд. Оттуда на 52-й этаж мы ехали на техническом подъемнике в тесной компании рабочих. Подъемник сильно скрежетал и полз медленно. На 53-й этаж поднимались пешком. На этом этаже идет монтаж наружного остекления здания. Ветер дует со всех сторон.  Это основное, что запомнилось. У всех рабочих   красные лица. Они висят над пропастью в 222 метра и умудряются что-то куда-то прикручивать.

Все наружные стекла, как уверяют в МФК «Лахта центр», сделаны по особой технологии специально для петербургского небоскреба – чтобы могли выдерживать перепад температур. Зимой  косые солнечные лучи нагревают освещенную сторону башни до +20 градусов, а на теневой стороне небоскреба может быть минус 20. Нужно было сделать так, чтобы стекла не лопались.

Изнутри небоскреб похож на бублик. В центре – дырка, строители ее называют «ядро». Если упрощенно, это полая железобетонная труба, внутри которой проходят все основные коммуникации (водные, электрические и прочие), а также расположены лестницы и лифты.  Как рассказали наши сопровождающие, ядро башни  пожарозащищенное, может выдержать открытое пламя в течение четырех часов. Если что – спасаться от пожара можно там. Систем пожаротушения тоже будет много.

Диаметр ядра – 26 метров. Офисы будут располагаться вокруг него.

Как рассказал наш сопровождающий  – тот, которого нельзя называть, – системой безопасности небоскреба предусмотрен биометрический контроль доступа. Контроль устроен так: человек подходит к видеокамере, она сканирует его лицо, сравнивая с имеющимся в базе изображением. После чего система разрешает либо запрещает проход. Биометрический контроль уже испробовали на строителях. По словам того, кого нельзя называть, многие рабочие-азиаты  на одно лицо, по документам их различать сложно. Компьютер с этой задачей справляется.

А нас, журналистов, на стройку, кстати, пустили без всяких документов, у меня даже имя не спросили. Услышав, что мы пресса, рабочий дружелюбно открыл шлагбаум.

Елена Роткевич