Петербургские чиновники вовсю применяют новое наказание для владельцев тех телефонов, которые указаны в уличной рекламе, расклеенной на стенах и столбах, – их ставят на автодозвон. Как работает эта система и насколько она эффективна?
Насколько законен этот метод воздействия? Статья 37.1 закона Санкт-Петербурга об административных правонарушениях карает за размещение рекламы вне специально отведенных мест и штрафует граждан на суммы от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц штраф больше, но юрлица пока не попадались.
О других видах наказаний, которые блокируют работу организации, там ничего не сказано. Но есть еще городской закон «О профилактике правонарушений». Там есть статья 8-2: формы профилактического воздействия, осуществляемого органами государственной власти. Теоретически автодозвон мог бы прописаться и здесь. Например, под пунктом 1 в статье значатся правовое просвещение и правовое информирование. Но в протоколах никаких ссылок на этот закон нет.
– Кто кого блокирует? Почему автодозвон – это санкция? – удивлялся начальник отдела по вопросам законности и правопорядка Красногвардейского района Виктор Усанов в разговоре с корреспондентом «Города 812». – Мы информируем горожан, что они совершили правонарушение. Звонки поступают с периодичностью раз в 20 минут, только в рабочее время.
– На самом деле – чаще. Иногда – раз в три минуты.
– За звонки уже не мы отвечаем, а робот, который установлен в Смольном. Мы только передаем списки. Кстати, потом те же самые объявления появляются на прежнем месте. То есть владельцы телефонов платят штраф, снимают номер с автодозвона, а потом печатают новую серию листовок.
– Много штрафов удалось собрать?
– В прошлом году было рассмотрено 1429 материалов. Это почти половина всех дел, которые были рассмотрены административной комиссией в 2017 году. Остальное – протоколы о нарушении закона о тишине, о порче газонов и т.п. 349 владельцев привлекли к ответственности. Сообща они оплатили штрафов на 592 тысячи рублей. Сразу после уплаты штрафа и предъявления квитанции, буквально через час, с дозвона снимают.
Из этой статистики выходит, что только одна пятая часть бумажных спамеров добросовестно является на комиссию и оплачивает штрафы. А остальные так и живут с автодозвоном. Тем более что терпеть приходится 1–2 месяца, а потом эту «услугу» отключают. Могут, правда, и не отключить, если, в районе появляются новые объявления с этим номером.
Статистика от Комитета по печати – именно он ставит номера на дозвон – это подтверждает. За восемь месяцев в целом по городу был выписан 2361 протокол. 581 телефон уже от дозвона отключили: по истечении двух месяцев. Еще 60 номеров отключили сразу: как только хозяин номера доложил о том, что устранил нарушение. И еще триста номеров находятся на дозвоне в настоящее время. Здесь мы видим, что количество протоколов – примерно в два раза больше, чем телефонов, поставленных на дозвон, но это означает, что один и тот же номер был запротоколирован несколько раз.
Чиновники надеются, что владельцы бизнеса, устав отбиваться от звонящего робота, откажутся от уродующей город рекламы. Правда, иногда робот начинает названивать законопослушным абонентам, как это случилось с журналистом Павлом Нетупским.
На его телефон стали поступать звонки, и роботизированный голос заявлял, что Нетупский нарушил закон: разместил рекламу своих товаров в неподобающем месте, поэтому ему следует явиться в районную администрацию, уплатить штраф, и тогда номер с автодозвона снимут. Звонки шли с разных номеров, и внести их все в черный список не получалось. Нетупский выяснил, что в объявлении, из-за которого он попал под санкции, предлагалось купить участок возле озера, но ему самому с вопросами об участке ни разу никто не звонил. «А мне ведь должен был позвонить как минимум один человек из администрации: убедиться, что я действительно торговец участками, что объявление было настоящим, а не фальшивым».
Скорее всего, районная администрация, которая и борется с расклейщиками, ошиблась при передаче номеров нарушителей в Комитет по печати Смольного – именно туда стекаются со всех районов контакты провинившихся и оттуда осуществляются звонки.
Выяснить это можно было за пять минут, но в районной администрации категорически отказались говорить с Нетупским по телефону. Заявили, что «телефонные провокаторы» мешают работать, а если так хочется во всем разобраться, приходите на административную комиссию, которая заседает раз в неделю. На комиссии ознакомят с материалами: фотографией пресловутого объявления и протоколом, выпишут квитанцию на штраф и т.д. По словам Нетупского, с начальником отдела по вопросам законности и правопорядка Виктором Усановым он пытался поговорить несколько раз, но конструктивного диалога не получалось: из трубки доносились только приказы явиться на комиссию. Потом, когда в администрации наконец разобрались, что в телефоне перепутали цифру, Нетупскому принесли официальные извинения. С автодозвона телефон сняли еще раньше, после вмешательства заместителя главы района.
В Смольном нам заявили, что не помнят ни одного случая, когда злоумышленники печатали фальшивое объявление и публиковали там телефон человека, которому хотелось сделать гадость.
Насколько эффективен автодозвон? В Красногвардейском районе, где метод применяется давно, объявлений на столбах действительно стало меньше, особенно – про услуги девушек. Правда, те два, что удалось найти, оказались во вполне себе рабочем состоянии: по телефонам отвечали веселые барышни, которые как ни в чем не бывало приглашали в гости. А на вопрос об автодозвоне отвечали: не знаем, что это такое.
Нина Астафьева