Журнал «Финанс» опубликовал очередной рейтинг российских миллиардеров. В нем 404 фамилии. В том числе более 40 выходцев из Петербурга с состоянием от 2 миллиардов рублей. Исследование питерских миллиардеров, проведенное порталом «Фонтанка.ру» совместно с журналом «Город 812», выявило ряд любопытных деталей.
Миллиардеры против списков
На появление своих имен в списках петербургские миллиардеры реагируют по-разному. Некоторые, например Андрей Рогачев (в рейтинге под номером 36 с капиталом 1,25 млрд долларов), отказываются от сомнительной по нынешним временам славы участия в этой номинации, говоря, что оценка их состояния завышена на порядок. Другие, по нашему мнению, стоят как раз на порядок больше, чем им приписано.
Один из самых богатых, по данным “Финанс”, петербуржцев Захар Смушкин, председатель совета директоров группы “Илим” (11,4 миллиарда рублей, № 93), заявил, что относится к подобным рейтингам спокойно.
– Все это не так уж важно. Для кого имеют значение российские рейтинги?
– То есть важнее попасть в “Форбс”?
– Ну, я даже не знаю, – с долей смущения ответил олигарх.
Более резко на включение своего имени в список миллиардеров отреагировал совладелец управляющей компании “Теорема” Игорь Водопьянов (ему “Финанс” присвоил 293-е место и насчитал 2 миллиарда рублей):
– Если бы мне дали хотя бы часть этих денег, я был бы счастлив. Сейчас я готов продать свои активы с дисконтом в 10 раз. Этот список – полный бред, возмутился предприниматель.
(По объяснениям “Финанса” оценка состояний участников списка складывалась из стоимости пакетов акций, недвижимости и доходов – продажи бизнеса, дивидендов, зарплаты и т.д. Капитализация компаний рассчитана на 31 декабря 2008 года.)
Впрочем, саму идею составления рейтингов миллиардеров Игорь Водопьянов не отрицает.
– Когда такие списки делаются профессионалами – это вызывает уважение. Правда, сейчас в условиях кризиса, по-моему, составлять такие списки бессмысленно. Ведь никто не знает, с чем останется, когда все это закончится.
Достаточно благосклонно к своему присутствию в рейтинге отнесся акционер компании “Адамант” Игорь Лейтис (2 миллиарда рублей, N 332) .
– Сколько они мне написали? Около 100 миллионов долларов? – переспросил Лейтис и после раздумья добавил: – Да, это похоже на правду.
Игоря Лейтиса составители рейтингов не смущают.
– Это такая же работа, как и любая другая. Я зарабатываю строительством, вы – журналистикой. Это такой же бизнес.
При этом, говоря о справедливости оценок состояния участников списка, Лейтис согласился с коллегами:
– Пока мы не достигли дна кризиса, и прогнозы по оценке чьего-либо состояния давать бессмысленно. Думаю, что вскоре указанные в списке параметры изменятся в сторону уменьшения.
Совладелец компании “ЛЭК” Павел Андреев (2 миллиарда рублей, № 281) не стал ни оценивать собственное состояние, ни сравнивать с показателями “Финанса”:
– Я не понимаю, как в нынешних условиях можно что-то оценить. Думаю, что сейчас эти рейтинги составляются преимущественно для читателей. Причем многие предприниматели стремятся попасть в списки. Для них это своеобразный пиар. Другие же всеми силами стараются сохранить тайну о своем финансовом положении.
Эмоциональнее всех из опрошенных петербургских бизнесменов на рейтинг отреагировал генеральный директор Михайловского театра и владелец группы JFC Владимир Кехман (№ 319, 2 млрд руб):
– Меня включили в список? Ба! Я даже не знал. Вот это новость, – удивился Кехман и, не добавив ни слова, погрузился в мир искусства.
Самый богатый в Петербурге?
Основатель торговых сетей “Пятерочка” и “Карусель”, совладелец ЛЭКа и хозяин девелоперской компании “Макромир” Андрей Рогачев о своих активах предпочитает не говорить. Мол, нечего считать, надо было раньше звонить, пока деньги не кончились. Об этом он заявил корреспонденту “Фонтанки”. Тем не менее, мы рискнули подробно разобрать состояние самого “богатого человека” в Петербурге.
Рогачев неохотно общается с журналистами. И получить точное представление о его состоянии сложно (год назад журнал “Финанс” посчитал, что Рогачев стоит примерно 120 миллиардов рублей). Мы все же попытались посчитать чужие деньги на основе информации о последних известных сделках предпринимателя. По нашему мнению, с деньгами у бизнесмена действительно туго. Если, конечно, за точку отсчета брать не зарплату среднего служащего.
Известно, что до кризиса Рогачев успел войти в несколько сомнительных проектов, которые потребовали серьезных затрат. Прошлым летом он приобрел у своего партнера по ЛЭК Павла Андреева 50 процентов в материнской компании, которой принадлежит “Макромир”. До этой сделки эксперты оценивали бизнес (работающие, строящиеся и проектируемые торговые комплексы в Петербурге и регионах, а также земельные участки) более чем в миллиард долларов. На сегодняшний день реальная оценка “Макромира” стремится к нулю. Вскоре после завершения сделки, по официальным данным, обошедшейся покупателю в 5 тысяч английских фунтов, Андрей Рогачев заявил о выводе наиболее ценных активов из компании бывшими менеджерами. По некоторым данным, задолженность компании перед банками-кредиторами превышает ее стоимость даже в докризисных ценах. Кроме того, по данным от источников в окружении самого Рогачева, он потратил более 250 млн долларов на стабилизацию ситуации в “Макромире” и покрытие первоочередных долгов.
Кстати, составители рейтинга оговариваются, что реальная оценка девелоперского бизнеса сегодня практически невозможна. То, что еще недавно стоило, допустим, миллиард, нынче продать практически невозможно.
Очевидно, этот же подход можно применить и к одному из крупнейших застройщиков Петербурга, группе “ЛЭК”. До кризиса аналитики говорили, что половина компании, основанной Рогачевым 20 лет назад, может стоить 3 миллиарда долларов. Сам основатель называл себя “пассивным инвестором холдинга на 50%” и был готов “продать свою часть Андрееву”. Трудно сказать, сколько стоит ЛЭК сейчас, когда строители откладывают планы до лучших времен. Рогачев говорит, что даже он не имеет доступа к отчетности компании. Дорогой на первый взгляд бизнес требует инвестиций для выполнения обязательств перед подрядчиками и дольщиками. Когда-то привлекательное дело, на котором можно было зарабатывать, превращается в инвестиционный проект, требующий больших вложений.
В активе Рогачева остается чуть более 11% акций Х5 Retail group, которой летом 2007 года была продана “Карусель”. До кризиса GDR X5 стоили около 35 долларов, но сегодня упали до 6,6. И это не те бумаги, от которых можно избавиться немедленно по приемлемой цене. Еще у Рогачева должен был быть кэш от продажи сперва “Пятерочки”, а затем “Карусели”. Сделка по приобретению последней (23 гипермаркета и несколько участков под строительство) стоила 940 миллионов. Продавцами помимо Рогачева выступали его парнеры Александр Гирда, Татьяна Франус и Игорь Видяев. Судя по всему, “Карусель” создавалась на средства, полученные за “Пятерочку”. А на покрытие долгов “Макромира” пошли деньги за “Карусель”.
Рогачев арендует дорогой офис в Доме Зингера, где находится принадлежащая ему компания “Терраон”, которая так и осталась на бумаге с нулевой капитализацией. По городу “олигарх” ездит на “седьмой” BMW 2003 года. Яхт и самолетов у него нет. Рискнем предположить, что миллиарды Рогачева в значительной части миф из жизни российского бизнеса.
По подсчетам “Финанса”, капиталы почти всех участников списка существенно сократились. Не всем удалось сохранить состояние в 100 миллионов долларов. И, несмотря на то что выйти из рейтинга не легче, чем туда попасть, “Список-2010” обещает быть скромнее. Возможно, к радости некоторых его участников, которым такая реклама не нужна.
Мария Могилевская,
Александр Горшков
44 петербуржца из списка российских миллиардеров:
Место в списке (в скобках – место в прошлом году) | Имя | Оценка, $ млрд (в скобках – в прошлом году) | Оценка, млрд руб. (в скобках – в прошлом году) | Зарегистрированный автотранспорт | Статус |
36 (39) | Андрей Рогачев | 1,25 (4,75) | 36,7 (116,4) | BMW 760I (2003 г.в.) Volkswagen (1993) |
Основатель розничных сетей “Пятерочка” и “Карусель” |
38 (62) | Александр Гирда | 1,10 (1,8) | 32,3 (44,1) | Audi A8L (2005) | Партнер Андрея Рогачева (36) в “Пятерочке” и “Карусели” |
69 (158) | Владимир Коган | 0,6 (0,6) | 17,6 (14,7) | Cadillac Escalade (2007); Land Rover Range (2008); Прицеп МС (2002); BMW 750I (1994) |
Экс-владелец Промстройбанка |
75 (186) | Олег Леонов | 0,5 (0,5) | 14,7 (12,3) | Личного автотранспорта нет. 11.09.08 утратил право на жилплощадь в квартире на Московском пр.; убыл без проставления штампа в паспорте | Экс-владелец торговой сети “Дикси”, которую продал Игорю Кесаеву (61) |
78 (93) | Александр Несис | 0,5 (1,1) | 14,7 (26,9) | Ford Scorpio (1992); Audi А8L (2003) |
Акционер компании “Полиметалл” и Номос-банка |
81 (192) | Давид Трактовенко | 0,5 (0,5) | 14,7 (12,3) | BMW Х5 (2007) | Бывший совладелец петербургского Промстройбанка |
86 (37) | Андрей Молчанов | 0,45 (4,9) | 13,2 (120,1) | Мотоцикл Yamaha Wildstar (2001); Porsche Cayenne (2003); Land Rover Range (1998) ВАЗ-21093 (1992) |
Член Совета Федерации основной акционер группы ЛСР |
92 (167) | Борис Зингаревич | 0,4 (0,56) | 11,8 (13,7) | Land Rover Range (2006); Aston Martin One (2001) |
Совладелец лесопромышленной группы “Илим” |
93 (168) | Захар Смушкин | 0,4 (0,56) | 11,8 (13,7) | Land Rover Ranger (2006); BMW 650 Coupe (2008) |
Председатель совета директоров группы “Илим” |
98 (290) | Игорь Финогенов | 0,36 (0,3) | 10,6 (7,4) | SUV T11 (2008) – американский с открытым кузовом GMС ИЖ-2126030 (2003) |
Председатель правления Евразийского банка развития |
145 (181) | Алексей Гудайтис | 0,2 (0,5) | 5,9 (12,3) | WR250FY (2008) Прицеп ЛАВ-9801 Mercedes-Benz S500 (2006) Lexus LX470 (2006) Jeep Grand Cherokee (1999) ВАЗ-21214(02) |
Совладелец Номос-банка и “Полиметалла” |
146 (183) | Николай Добринов | 0,2 (0,5) | 5,9 (12,3) | Прицеп КМЗ (1993); Audi A8L (2006) |
Партнер Александра Несиса (78) и Алексея Гудайтиса (145) |
147 (297) | Михаил Зингаревич | 0,2 (0,28) | 5,9 (6,9) | Harley-Davidson (2002); Cadillac Escalade (2006); BMW Alpina B6 (2006) Porsche 911 турбо (2007) |
Брат Бориса Зингаревича (92) |
153 (251) | Дмитрий Никитин | 0,2 (0,35) | 5,9 (8,6) | Harley-Davidson (2000) Прицеп ЛАВ (2004) Прицеп ЛАВ (2005) Прицеп Ezloader (2004) ГАЗ-24 (1984 |
Совладелец группы “Евросиб” (транспорт, продажа автомобилей) |
157 (492) | Эдуард Тиктинский | 0,2 (0,15) | 5,9 (3,7) | Личного автотранспорта нет | Президент девелоперского холдинга RBI |
173 (315) | Александр Афанасьев | 0,16 (0,25) | 4,7 (6,1) | Jaguar XK (2006) Mercedes-Benz S (2005) Мотоцикл Honda GL1500CF (1999) Мотоцикл Honda Gold Wing (2008) |
Собственник аптечной сети “Фармакор” |
200 (161) | Дмитрий Коржев | 0,14 (0,59) | 4,1 (14,5) | Audi A8 (2004) ; ВMW Alpina В8 (2007) Audi S8 (2007) ВАЗ-2106 (1983) Land Rover Range (2008) |
Совладелец банка “Санкт-Петербург” и торговой сети “О’Кей” |
202 (162) | Дмитрий Троицкий | 0,14 (0,59) | 4,1 (14,5) | Прицеп импортного производства BMW 645SI (2005); BMW Alpina V6 (2007) | Партнер Дмитрия Коржева (200) |
218 (215) | Борис Волчек | 0,1 (0,42) | 2,9 (10,3) | Mercedes-Benz SL (2002) ; | Акционер петербургской торговой сети “О’Кей” |
234 (242) |
Александр Савельев | 0,1 (0,37) | 2,9 (9,1) | Toyota Land Cruiser (2006) | Председатель правления и акционер банка “Санкт-Петербург” |
260 (403) | Сергей Бажанов | 0,08 (0,18) | 2,4 (4,4) | Прицеп собств. изготовления, Прицеп ЛАВ | Член Совета Федерации, владелец Международного банка Санкт-Петербурга |
263 (372) | Андрей Исаев |
0,08 (0,21) | 2,4 (5,1) | Jaguar Sovereign (1997) , Ford Escort (1995) |
Совладелец Балтийского банка |
277 (496) | Татьяна Франус | 0,08 (0,15) | 2,4 (3,7) | Личного автотранспорта нет | Одна из основателей сетей “Пятерочка” и “Карусель” |
278 (373) | Олег Шигаев | 0,08 (0,21) | 2,4 (5,1) | BMW Х5 (2001), ВАЗ-21099 (1992), BMW Х5 (2005), |
Партнер Андрея Исаева (263) |
281 (53) | Павел Андреев | 0,07 (2,5) | 2,0 (61,2) | Yamaha XV1100 (1996) , Mercedes 200 (1991), Porsche Cayenne (2003) |
Совладелец девелоперской компании ЛЭК |
292 (260) |
Игнат Водопьянов | 0,07 (0,33) | 2,0 (8,1) | Личного автотранспорта нет | Совладелец управляющей компании “Теорема” (недвижимость) |
293 (261) | Игорь Водопьянов | 0,07 (0,33) | 2,0 (8,1) | Porsche Cayenne (2008) | Совладелец управляющей компании “Теорема” (недвижимость) |
306 (169) | Олег Жеребцов | 0,07 (0,55) | 2,0 (13,5) | Личного автотранспорта нет | Акционер петербургской торговой сети “Лента” |
309 (226) | Вячеслав Заренков | 0,07 (0,4) | 2,0 (9,8) | Прицеп ПС02 Алиса (1992) | Крупнейший акционер петербургского девелопера “ЛенСпецСМУ” |
319 (381) | Владимир Кехман | 0,07 (0,2) | 2,0 (4,9) | Mercedes-R320CD (2008) | Владелец группы JFC |
321 (91) | Артур Кириленко | 0,07 (1,1) | 2,0 (26,9) | Mercedes-Benz SL (2003) , Полуприцеп Boattrail (2007), Morgan 44 (2004) | Совладелец Mirax Group и корпорации “Строймонтаж” |
332 (257) | Игорь Лейтис | 0,07 (0,34) | 2,0 (8,3) | Мотоцикл “Восход 2” (1977) , Прицеп иностранный (1997), Ford Excursion (2001) Прицеп ЛАВ (2002), Прицеп ЛАВ (2005) Тойота Лэндкрузер (2006) ВАЗ-21103 (1999) Mercedes-Benz (2007) Mitsubishi L200 (2007) Toyota Hiace (2007) Toyota RAV4 (2007) |
Акционер петербургского холдинга “Адамант” (недвижимость) |
348 (40) | Сергей Полонский | 0,07 (4,35) | 2,0 (106,6) | Прицеп “Тики” (1996) | Крупнейший акционер девелопера Mirax Group |
363 (–) | Сергей Снопок | 0,07 | 2,0 | BMW 750L1 (2006), Audi Q7 (2007) “Фаэтон” |
Совладелец холдинговой компании |
365 (289) | Аркадий Теплицкий | 0,07 (0,3) | 2,0 (7,4) | Subaru Legacy (2005) , Toyota Camry (2006) Cadillac Escalade (2006) Honda CRV (2007) Porsche Bokster (1998) |
Партнер Игоря Лейтиса (332) |
366 (–) | Олег Тиньков | 0,07 | 2,0 | Harley-Davidson (1997), ВАЗ-21083 (1991) |
Совладелец банка “Тинькофф. Кредитные системы” |
381 (264) | Кирилл Шишков | 0,07 (0,33) | 2,0 (8,1) | Subaru Legacy (2004) , Mercedes-Benz CL (2008), Volkswagen (1982) |
Совладелец управляющей компании “Теорема” (недвижимость) |
382 (265) | Родион Шишков | 0,07 (0,33) | 2,0 (8,1) | Личного автотранспорта нет | Совладелец управляющей компании “Теорема” (недвижимость) |
388 (–) | Дмитрий Горелов | 0,07 | 2,0 | Прицеп ЛАВ (2002) , Прицеп МЗСА (2004), Прицеп ЛАВ (2006), Land Rover Range (2005), Bentley Continental (2005), Infiniti QX56(05), GMC Savana (2004), ВАЗ-21099 (2001), Audi Q7 (2006), Land Rover Defend (2006), Mercedes 500 (2008), Maybach 62 (2007)
|
Совладелец банка “Россия” |
391 (295) | Юрий Ковальчук | 0,07 | 2,0 | Mercedes-Benz SL (2006), Maybach 62S (2008) |
Крупнейший акционер банка “Россия” |
395 (–) | Аркадий Ротенберг | 0,07 | 2,0 | Land Rover Range (2006) |
Совладелец банка “Северный морской путь” |
396 (–) | Борис Ротенберг | 0,07 | 2,0 | Прицеп ЛАВ (2004), Mercedes (1982), Mercedes (1983), “Прага” – 1938 года выпуска, Toyota Land Cruiser (1998), Toyota Land Cruiser (2006), Land Rover Range (2005). |
Брат и партнер Аркадия Ротенберга (395) |
398 (–) | Геннадий Тимченко | 0,07 | 2,0 | Mercedes (1992) , Москвич-2140 (1983) |
Совладелец нефтетрейдера Gunvor |
403 (–) | Николай Шамалов | 0,07 | 2,0 | Nissan (1991), Maybach 62 (2007), Mercedes GL500 (2007), Mercedes S500 (2007), ВАЗ-2104 (1993), Porsche Cayenne (2003) |
Партнер Юрия Ковальчука (391) и Дмитрия Горелова (388) |
_______________________________________________________
КОММЕНТАРИИ:
Список миллиардеров комментируют те, кто в него не вошел
Алексей Редозубов (акционер компании “Петрополь”, владелец участка в Таврическом саду):
– Все люди тщеславны, и кто бы что ни говорил, думаю, стать участником списка самых богатых приятно. Другое дело, учитывая то, что многие российские капиталы создавались, скажем так, сложным путем, многие их владельцы не хотят быть замеченными. Кроме того, слово “олигарх” у нас имеет весьма негативную окраску. Это слово, так сказать, с гнильцой. Из людей, честно заработавших состояние, можно назвать только Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию, и Гарри Каспарова, заработавшего победами на мировых турнирах. Наверно, в этом списке тоже есть честные люди, которые строили империи с нуля, делали успешный бизнес, но они идут в одном ряду с остальными, которые просто воспользовались ситуацией.
Василий Сопромадзе (экс-владелец “Корпорации-С”):
– Я отношусь к подобным спискам индифферентно. Как правило, они не имеют ничего общего с реальностью. Объясню почему. Некоторое время назад во всех российских списках Дерипаска был номером 1. Но никто не считал, сколько и кому он должен, и никто не оценивал реальную стоимость его бизнеса, то есть ту сумму, за которую он может свои активы продать. И я не удивлюсь, если завтра услышу о том, что он банкрот.
И в этом списке, думаю, немало людей, которые завтра могут стать нищими. Одновременно в нашем городе живет большое количество людей, в списке этом не значащихся, но те, кто в этом перечне есть, их очень уважают. При этом я нормально отношусь к участию в таких рейтингах, как к способу самопиара. Если кому-то это нравится, значит, в этом нет ничего плохого.