Адмиралтейский район неофициально занял первое место в череде самых опасных мест для петербургских водителей. Благодаря двум сложным участкам – на улице Декабристов и на Конногвардейском бульваре – здесь за неделю лишаются прав десятки автомобилистов.
Автомобилисты говорят, что все дело – в плохой разметке и знаке “кирпич”, который появился на Конногвардейском бульваре с опозданием на год. Схема движения по этому бульвару меняли часто – последний раз после пуска в строй Благовещенского моста. После этого нечетная сторона бульвара закрылась для движения – там строят гостиницу, а четную поделили для движения в обе стороны. Те, кто ездит здесь часто, конечно, в курсе. Остальным приходится несладко. Как именно – рассказал читатель “Города 812”, 21-летний Павел Л.
– В ночь на 4 ноября 2008 года я поворачивал налево с площади Труда на Конногвардейский бульвар. Нас еще в автошколе учили, что бульвар – это улица с аллеей посередине и движение там одностороннее. Разметки на перекрестке не было, и я случайно заметил справа от себя сплошную полосу, когда уже проехал вдоль нее несколько метров. Я сразу перестроился в правый ряд, мне все равно нужно было высаживать друга у банкомата, и припарковался. Друг снял деньги, и мы поехали дальше, а на следующем перекрестке наша машина была остановлена нарядом ДПС. Инспекторы заявили, что я проехал по встречной полосе не пять, а сто метров, а значит, заслуживаю лишения прав.
– Может, и правда проехали сто метров?
– Ну какой мне резон ехать по встречке, когда справа полно свободного места? Я оказался там случайно. Я это и сказал гаишникам. Они ответили, что разметку прекрасно видно, хотя сами могли пойти и посмотреть.
– “Решить вопрос” предлагали?
– Я отказался. Считал, что судья будет на моей стороне – доказательств правоты у меня было много. Во-первых, друг в машине. Во-вторых, над встречной полосой не было знака “кирпич”, и это можно было сфотографировать. А ведь эта встречная полоса была прямым продолжением моей полосы – а для того, чтобы ехать по правилам, нужно было, оказывается, резко перестраиваться вправо. В-третьих, если судье сто человек пожалуются на отсутствие знаков – сто первому он наверняка поверит. Но неприятности начались с первого же дня, когда я решил бороться. Приехали снимать перекресток – и снова увидели гаишный наряд. Другой – но он стоял на том же месте. Гаишники бросились отнимать камеру и кричать, что мы мешаем уличному движению, хотя мы стояли на тротуаре. Все же удалось снять и встречную полосе без знаков, и разметку, которая начинается только с середины дома. Это дом 6 по Конногвардейскому бульвару.
– И все это принесли в суд?
– Да, и еще в очереди увидел у других товарищей такие же фотографии. Ну, а потом, когда стали зачитывать решение, все стало ясно. Там почему-то про меня говорили в женском роде: “водитель должна была вести транспортное средство, не превышая установленной скорости, учитывая при этом дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения”. Мне показалось, в суде заготовлен какой-то шаблон для постановлений по таким однотипным делам, и передо мной его использовали для какой-то женщины. В результате – лишение на 4 месяца…
– А что потом?
Несколько дней подряд не мог получить текст решения, чтоб его обжаловать, – такие там были очереди. На нашем участке были, а на соседних – нет.
По словам Павла, судьи не стали рассматривать сделанные им фотографии, так как не считали отсутствие знака “кирпич” достаточным аргументом для прощения. “Количество полос движения определяется знаками, а если их нет, то самими водителями, – пояснили в суде. – И у водителя нет оснований считать, что Конногвардейский бульвар является неправильной дорогой, и что для поезда этого участка дороги его нужно делить не пополам, а как-то иначе”.
Больше всего водителей-“лишенцев” удручает формальный подход к их делу. Почему для судей “имеет значение сам факт выезда на встречную полосу, а не причины выезда?”. Такие ситуации возникают не только вокруг перекрестка “площадь Труда – Конногвардейский”. Много протоколов приходит с улицы Декабристов, где часть трассы закрыта для ремонта коммуникаций. Впрочем, похожие истории может случиться и на любой загородной трассе – скажем, при обгоне. Водитель начинает обгон по встречной, где по осевой проходит прерывистая разметка, а заканчивает там, где она уже перешла в сплошную. Трактовать это можно как угодно.
Кстати, если бы кто-то вел статистику однотипных нарушений, то пришел бы к странному выводу: на Конногвардейском бульваре на встречную полосу чаще всего выезжают ночью. Не утром и вечером, когда по встречной полосе можно обогнать пробку. А ночью, когда можно спокойно ехать в своем ряду. Просто днем встречную полосу еще можно распознать по потоку машин, а ночью, да в незнакомом месте – уже нет. И почему-то машины ДПС здесь чаще встречаются ночью.
Одну победу водители-“лишенцы” все-таки одержали. Над встречной полосой на бульваре в декабре появился знак “въезд запрещен” со стрелочкой вниз. Поскольку на двусторонней улице такие знаки не обязательны, его появление можно расценивать как жест доброй воли со стороны ГИБДД и Дирекции по организации дорожного движения.
Но сплошная разметка все равно начинается не сразу.
Нина Астафьева
_______________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ:
Юрист Комитета по защите прав автомобилистов Павел Шелепин защищает водителей, попавшихся в руки ГАИ на площади Труда, уже несколько месяцев. По его словам, из пяти клиентов, пойманных за одно и то же нарушение, вернуть права удалось только одному. И то – лишь благодаря передаче дела к другому судье.
– Это я бы посоветовал всем водителям, чьи дела попадают на 4-й участок, – отмечает Шелепин. – Только нельзя тянуть с таким ходатайством – сразу же принести его в суд или послать по почте. Мы имели беседу с председателем Октябрьского районного суда, но понимания не достигли. Только выяснили попутно, что у судьи на этом участке – 12 тысяч дел в год, и при таком количестве ничего нет удивительного в том, что к их рассмотрению подходят формально. А вы знаете, что такое 12 тысяч дел? Это 75 процентов всей административной практики по городу. У одного судьи!
– Наверное, не она в этом виновата?
– Большинство выездов на встречку произошла по причине отсутствия знаков и разметки. Наш комитет несколько месяцев долбил Дирекцию по организации дорожного движения и ГИБДД с просьбой установить над полосой знак “3.1” с табличкой “8.14”. “Кирпич” со стрелочкой. Его установили перед Новым голом. Но что такое общественная организация по сравнению с судьей? Судья может выносить представления – в том числе в адрес ГИБДД, а если они не выполняются – обратиться в прокуратуру, и тогда гаишникам не поздоровилось бы. Когда только начались эти повальные лишения, мы обратились к судье с просьбой вынести такое постановление. Ведь очевидно было, что люди нарушают правила не ради удовольствия. И ничего не добились. Судья принимает только сторону инспекторов ГИБДД. Тех наших клиентов, которые чересчур активно боролись за свои права, лишили прав не на 4 месяца, а на 5. К сожалению, мы, адвокаты, должны признать: есть места, где мы бессильны.