Вместе с тонким художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он в школе читал, но забыл, про что там написано. Сейчас объясним про рассказ Чехова «Попрыгунья» – как там все на самом деле было.
Сюжет в рассказе такой. Живет себе молодая дама по имени Ольга Ивановна замужем за врачом Дымовым. Врач – умный, трудоголик. Работает на двух работах – в одной больнице людей лечит, в другой трупы вскрывает. А жена его не ценит, а ценит исключительно художников и поэтов.
С пейзажистом Рябовским она уезжает на Волгу на этюды. Этюды эти сильно людей сближают – когда живешь в одной избе, то без любви никак не обойтись.
Потом все возвращаются. Любовь с пейзажистом уже не та что раньше, но секс вроде есть. Все страдают. Доктор Дымов страдает. Жена его тоже страдает. Доктор жене скандалы не устраивает, а утешает. Но потом доктор умирает – заразился от пациента дифтеритом. И тут, у тела мужа, Ольга Ивановна понимает, как она была не права – как не ценила хорошего человека. На этом конец.
В общем, понятна мысль А.П. Чехова: женщины – они падки на всяких подлецов-пейзажистов. А за врачей обидно.
Но история еще запутаннее – потому что у героев есть реальные прототипы.
Ольга Дымова – это Софья Петровна Кувшинникова.
Ее муж, доктор Дымов, – полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников.
Пейзажист Рябовский – Исаак Ильич Левитан.
Правда, Чехов немного историю улучшил: когда Кувшинникова с Левитаном встретилась, она была уже не сильно молода – ей было 41, а Левитану – 28. Но на ней был полупрозрачный капот (что-то вроде платья), надетый прямо на голое тело. Левитан, конечно, не устоял.
А с житьем в одной избе на Волге – еще хитрее. Жили они в Плесе не всегда вдвоем, иногда втроем. С художником Степановым. То есть одна Кувшинникова и сразу два живописца. Очень поддерживала художников девушка.
А доктор не умер – как у Чехова. Это Левитан умер в 39 лет. И не факт, что Кувшинникова раскаялась. Считается, что она умерла в 1907 году – об этом и в газетах написали. Но есть версия, что не умерла вовсе – а смерть свою мистифицировала. Потому что в том же 1907-м в Плесе открылась кофейня Софьи Петровны Кувшинниковой. И она, кофейня, даже после революции работала, несмотря на военный коммунизм. А некая дама в доме на берегу Волги проживала.
Как же у нее получилось смерть мистифицировать? А не зря же у нее был муж – полицейский врач. А зачем все это было затевать? Вот тут пока загадка неразгаданная.
Художник Богорад, когда мы попросили его об этом подумать, сказал, что ему из всех персонажей Левитана больше всех жалко. Он о Левитане лучше думать будет.
С.Б.