Надо ли бизнесу отдавать десятину богу?

В прессе появилась информация об аресте активов «Балтийской строительной компании» (арест, по этой версии, был произведен на основании того, что БСК не смогла вернуть казахстанскому банку «Тураналем» $16 млн. Руководство БСК, впрочем, данные об арестах отрицает. Тем не менее очевидно, что у «Балтийская строительная компания», создателем и основным владельцем которой является Игорь Найвальт, есть некоторые проблемы. Примечательно, что эти проблемы имеют и религиозное измерение.

  Игорь Найвальт, создавший БСК в 1994 году и теперь являющийся председателем совета управляющих финансово-промышленной группы “БСК”, постоянно подчеркивает,  что компания отдает Богу “десятину” – вкладывает 10% своих доходов в церковное строительство. Действительно, на сайте БСК размещено благословение и благодарность покойного патриарха Алексия, а в ее активе – около 50 построенных и отремонтированных храмов и часовен в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях, Москве, Самаре, Твери, Белгороде, Карелии, в Тынде и на Сахалине. В 2004 году закончены Троицкий храм и патриаршее подворье в Орехово-Борисове (Москва), в 2007-м завершено возведение Братского корпуса на территории другого патриаршего подворья в Переделкине. В Прохоровке построен мемориальный комплекс “Третье ратное поле России” с храмами святых Петра и Павла и великомученика Георгия. Отреставрирован храм памятник на Шипке в Болгарии и построен храм Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) (2003).

В Петербурге в 2004-м был освящен храм архангела Михаила в Токсове. К юбилею города БСК поставила здесь памятник Александру Невскому (за 952 тысячи долларов) и построила часовню у Троицкого моста (за 1,14 миллиона долларов). Строительство часовни сопровождалось шумным разбирательством с инициативной группой, стремившейся пострить изначальный Троицкий собор. В 2005 году БСК отремонтировала кровлю над Митрополичьим корпусом Александро-Невской лавры. В 2005-м компания приступила к реставрации “президентского объекта”  – Иверского монастыря на Валдае, но быстро уступила это место АРС-Центру, не найдя общего языка с подрядчиком – Управлением делами президента РФ.

Сам Игорь Найвальт награжден 2 орденами (Даниила Московского II степени и князя Владимира III) и 5 медалями РПЦ, около 150 сотрудников БСК отмечены церковными наградами. Реклама не скромничает: “Возможно, секрет успешной экономической деятельности БСК именно в том, что компания, как и подобает, отдает свою “десятину” людям и Богу”. Очевидно, десятина не гарантирует бизнес от проблем. Что, на самом деле, ясно каждому, внимательно прочитавшему Евангелие.

Однако стоит задуматься над тем, кому и на что шла десятина БСК. Сразу бросается в глаза патриаршее подворье, митрополичий корпус, президентский объект, федеральный мемориал, памятник русско-болгарской дружбы, заграничный храм. На этом фоне Рождественский храм в поселке лесорубов Ледмозеро и церковно-приходская школа Софийского собора, что в Царском Селе, кажутся случайными вкраплениями.

У меня нет сомнения, что намерения спонсоров в целом были искренни: “Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь примечал”. Впрочем, “золотые купола” примечает не только Господь. Они бросаются в глаза и тем, от кого зависит получение заказов, в близость к церковной иерархии иногда помогает такие заказы получить.

Но если честно, то спонсирование церковной иерархии, реализация ее амбициозных проектов не могут рассматриваться как христианская десятина. Библейская десятина родилась на Ближнем Востоке, где существовало доверие между священством и общиной и где община контролировала священство, которое от ее имени расходовало общие средства прежде всего на социальные программы. На Руси князь Владимир Святой сначала решил снабдить церковь десятиной из госдоходов, но уже через 100 лет она была заменена фиксированными суммами, лишь развращавшими иерархию.

Сегодня в числе “добродетелей” спонсоров не значится поддержка ни богословской науки, ни церковного образования, ни религиозного просвещения. Поддержка социального служения христиан тоже не носит системного характера. Словом, не финансируется то, что не блестит и еще долго блестеть не будет. Вся церковная энергия последних десятилетий ушла в строительство, увлекая с собой, как в песок, то ли пожертвования, то ли откат прошлому.

Напоследок, хотите – церковный анекдот, хотите – христианская притча.

“Социально ответственный” олигарх умер и стучит в ворота рая. Апостол Петр спрашивает:
– А почему вы решили, что вам – к нам?
– Так я храмы строил, на церковь жертвовал…
– А о душе задумывались, о бомжах вспоминали?
– Так некогда было: храмы строил, на церковь жертвовал…
Апостол уходит, вскоре возвращается и говорит:
– Мы тут посоветовались и решили вам деньги вернуть….          


Александр Мусин,
д.и.н., кандидат богословия