Зачем так спешат с реконструкцией Лазаревского моста?

В середине марта, намного раньше запланированного срока откроется после реконструкции Лазаревский мост, ранее – так себе мостик, крохотный, деревянный, теперь – глобальное сооружение, второй вантовый мост в Петербурге. На днях натянули первые канатные опоры. У наблюдателей возникли, правда, вопросы. Два: кто и куда по этому мосту будет ездить? И почему он с таким низким пролетом?

  Мост это, названный в честь адмирала Лазарева, раньше назывался Колтовским мостом (по названию прилегающей местности), был построен в 1947 – 1949 годах известным в Петербурге инженером В. Блажевичем. Блажевич в условиях послевоенной нехватки денег и гонки реконструкции умудрялся делать довольно симпатичные и при этом долговечные мосты. До 2002 года по Колтовскому, впоследствии Лазаревскому мосту (переименован в 1952-м) еще ходили трамваи, доставлявшие на стадион им. Кирова фанатов “Зенита”. Так мост стал памятником спортивной славы. По ошибке или из-за невнимания мост так и не был занесен в списки памятников, так что, начав т.н. реконструкцию, его безжалостно снесли. На его месте строят новый, ничем не похожий на своего предшественника мост.

Вообще в прессе встречались странные сообщения: работы, мол, на Лазаревском мосту идут в авральном режиме для того, чтобы разгрузить Дворцовый мост. Каким образом появление Лазаревского моста (между Петроградской стороной и Крестовским островом) должно спасти центр города от пробок?

По одной из выслушанных мною версий, реконструкция Лазаревского моста – это результат инициативы жителей особняков на Крестовском и Каменного островов, в том числе 19 судей Конституционного суда, переехавших на Крестовский остров в мае 2008-го из Москвы, и других людей с высоким эстетическим вкусом. Им мост нужен, чтобы удобнее было добираться домой. Поэтому, кстати,  мост и делают таким красивым.

“Мостотрест”, по крайней мере, дизайнерско-элитной версии не отрицает.

– Мост – действительно дизайнерский проект, можно даже сказать, выдающееся произведение, гармонирующее с новым строительством в этом районе, – рассказывает Владимир Зайцев, главный специалист “Мостотреста”. – Но есть у него и чисто практическое назначение: доставка болельщиков на будущий стадион, который сроится на месте стадиона им. Кирова. По планам его планируется открыть в 2011 году. Мост откроем для движения автомобилей и пешеходов уже в середине марта 2009-го, и как только появится стадион, будут возить на автобусах спортсменов и журналистов. Возможно, появится и рейсовый автобус, но не в этом году. Острой необходимости в рейсовом автобусе нет: там 15 минут ходьбы от станции метро “Крестовский остров”.

Из других, более далеких планов использования нового вантового моста – планировалось построить в районе моста развязку, расширить Песочную набережную и сделать пробивку от Аптекарской набережной к Песочной. Таким образом открывалось сквозное движение по левому берегу М. Невки, и облегчалось движение по маршруту – Песочная, Лазаревская, Ждановская набережная (а она – дублер Каменноостровского проспекта). Но бюджет КБДХ на 2009 году, уже включавший расширение Песочной набережной, секвестировали, и ничего этого пока не будет.

Поэтому все равно осталось непонятным: зачем так спешат с этим мостом? Наверное, все-таки из-за судей.

И можно было бы только порадоваться, как все здорово устраивается, что красивые мосты у нас появляются, несмотря на кризис и отсутствие острой необходимости, если бы не одно обстоятельство – мост будет неразводным, с низким пролетом и закроет проход в Петербург через один из рукавов Невы (Малая Невка) даже для самой маленькой яхты, не говоря уж о круизных судах.

И это не первый такой мост, это уже тенденция, касающаяся не только этого, но и многих других мостов в Петербурге.

– Мы теряем еще один разводной мост и еще один деревянный мост в Петербурге, – говорит Владимир Зайцев, главный специалист “Мостотреста”. – Конечно, деревянные мосты сложны в содержании, у них постоянно подгнивают опоры и ржавеет железо. Но  мне, как любителю мостов и их истории, все же немного жалко. Минувшим летом завершилась реконструкция 1-го Елагина моста, и он тоже из деревянного превратился в бетонно-железный. Таким образом, в Петербурге останется только два деревянных моста, на Заячий остров, к Петропавлоке – Иоанновский и Кронверкский. Оба они под охраной КГИОП и останутся деревянными.  Пока остается еще один деревянный, Госткин мост через Фонтанку, но он не охраняется, и неизвестно, сколько еще просуществует в таком виде.  Кстати, вантовый мост тоже непросто обслуживать, первое время все будет нормально, а потом возни будет больше, чем с деревянным. Периодически нужно регулировать натяжение вант при помощи регулировочных винтов, к которым невозможно подобраться с пилонов. Придется сооружать специальные сходни, закрывая для этого движение по набережной Адмирала Лазарева, а там и так сейчас очень непросто проехать.

Итого уже три минуса у нового моста – утрата одного из последних деревянных уникумов, еще одного разводного моста, да еще заморочки с обслуживанием. Четвертый  – высота пролета у нового Лазаревского моста будет 4,5 метра.

– Высота пролета в 4,5 м – это очень мало. Для того чтобы под мостом прошла даже самая маленькая яхта, нужно как минимум 8 метров, – рассказывает Кирилл Воногов,  заместитель генерального директора яхтенного порта “Геркулес”. – Серферов, а теперь и яхтсменов, теснят из города всё больше и больше. Строительство намыва на Васильевском острове привело к тому, что возле гостиницы “Прибалтийская” летом 2009-го будет уже невозможно кататься на виндсерфинге, и нынешним летом все виндсерферы переберутся в Лахту, в наш яхтенный порт. Думаю, подобный процесс переезда из центра будет происходить и у яхтсменов в связи с двумя причинами: практической невозможностью выйти своим ходом на Ладожское озеро, а также в связи с постоянно мелеющим заливом вокруг Центрального яхт-клуба и всех яхт-клубов, расположенных на южной стороне Маркизовой лужи.

– Не только Лазаревский мост станет непроходным для всех судов, кроме небольших катеров и лодок, – рассказывает Владимир Зайцев. – 1-й Елагин мост после реконструкции тоже стал неразводным. 3-й Елагин тоже делается неразводным. Конечно, крупные суда здесь ходят редко, но потребность такая была –  один-два раза в году мы разводили и Елагин мост N 2, Лазаревский, Большой Петровский и Елагин N 3, пропуская суда Ленводхоза и другие технические. Теперь “Волго-Балт” принял решение, что Малая Невка, Большая Невка и Средняя Невка в судоходном отношении не перспективны. Хотя район самим богом предназначен для яхт и отдыха на воде, тем более что в этой части расположено несколько яхт-клубов. Но у нас как-то мало думают о развитии яхтенного спорта.     

Алексей Орешкин

_____________________________________________________
  КСТАТИ: 

Вантовость = перспективность

Кроме Лазаревского  в Петербурге уже есть два вантовых моста – Обуховский (часть КАД) и путепровод через пр. Александровской Фермы. Интерес к вантовым мостам в последнее время вызван относительно большой скоростью строительства – не надо возводить так много опор (даже у маленького Лазаревского моста в прежнем варианте  было 11 пролетов).