Как кризис повлиял на популярность ломбардов

В Москве отмечают большой приток клиентов в ломбарды. В Петербурге тоже – но меньше. Ситуация типичная для кризиса – теряющим зарплату людям нужны быстрые деньги для выплат по кредитам и мало ли еще зачем. Проблема в том, что за последние годы ломбарды, специализирующиеся на приеме обычных вещей, сошли со сцены. Сейчас в залог принимаются в основном драгоценности и антиквариат. Оргтехникой интересуются не более 5% ломбардов. Автомобильных ломбардов в Петербурге только три.

        Культ товара

Сами ломбарды от кризиса, что удивительно, не в восторге: большое количество невыкупленных закладов означает лишние хлопоты на непривычном, в общем-то, поприще. “Наш бизнес на 85 процентов состоял из получения процентов по закладам и только на 15 процентов – на продаже невыкупленных вещей, – пояснил “Городу 812” директор “Объединенного ломбарда” Дмитрий Терентьев. – С начала года поток клиентов увеличился на 10 процентов, а еще немного возросло – до 12 процентов – число невыкупленных закладов”.

По словам экспертов, за последние месяцы меняется не только количество, но и состав клиентов ломбардов. Правда, это зависит от типа ломбарда. А их можно классифицировать по принципу “какую продукцию принимаете”.

Итак, первая категория – самая многочисленная – ломбарды, специализирующиеся на драгоценностях и “культтоварах”. Под последними подразумеваются изделия декоративно-прикладного свойства – от яиц Фаберже до подстаканников и бюстов Ленина. Таких ломбардов в городе – больше ста (то есть это почти все петербургские ломбарды). Просто те заведения, которые еще три года назад работали с любым товаром, переключились на драгоценности.

“Средняя цена нашего заклада – 2 – 3 тысячи рублей – это в основном изделия из серебра, – рассказал Дмитрий Терентьев. – Наш основной клиент – средний класс. В таких семьях обычно есть две-три реликвии, которые приносят нам, а потом выкупают. Когда у людей стабильные зарплаты, выкуп – дело несложное…”.

По словам Терентьева, в пользу ломбардов сыграла кредитомания 2005 – 2008 годов. Многие спешно сдавали в ломбарды фамильную посуду, чтобы в срок уплатить по кредиту. Почти все выкупали вещи обратно. Сейчас выкупают чуть меньше.

С начала года ставки в ломбардах заметно поднялись – в среднем до 18 процентов в месяц или 0,5 процента в день (годовые проценты в ломбарде обычно не назначают). Для тех, кто сдает вещь, ожидая со дня на день зарплаты, это подойдет. Тем, кому деньги нужны навсегда, а вещь уже не пригодится, в ломбард обращаться невыгодно.

В ювелирных магазинах при ломбардах средняя стоимость кольца (броши, цепочки, кулона) составляет от 4 до 8 тысяч, а средний размер выплаты –  2 – 3 тысячи. Получается, что золото скупают за 50 процентов от стоимости.

Часы на прилавках ломбардных магазинов почти не встречаются. Что почти объяснимо: дешевые часы уже не принимают, а дорогие – если и закладывают, то стараются потом забрать обратно.

        Нетбуку сказали “нет”

Вторая категория – ломбарды универсальные. Когда-то они принимали: одежду и посуду, домашнюю технику и даже мебель. Сейчас из одежды приветствуются только меха, из посуды – серебро и золото, из техники – только цифровая (компьютеры и фотокамеры), из мебели не берут ничего, в крайнем случае – отправляют к антикварам. Объясняют тем, что заклад не смогут реализовать в случае, если клиент не выкупит вещь обратно.

Может быть, среди невыкупленных закладов можно присмотреть что-нибудь интересное? Чтобы понять это, я отправилась в магазинчик при ломбарде на 8-й Советской улице. Года два назад я туда захаживала. На стеллажах лежали разные интересные штучки: преобладали посуда и поделки, но все выглядело совсем непрезентабельно, если не сказать – бедно. Сейчас тот же магазин  оказался поделен на две части: одна отдана под ювелирный ломбард, в другой скопились невыкупленные заклады. Зрелище скорее печальное. Меховые шубы. Есть свитеры, юбки – кто их, интересно, купит? Кроме того, на стеллаже несколько больших будильников, подстаканники из простых металлов. Наконец, фотоаппаратура. “Мыльница” “Canon” с матрицей в три мегапикселя стоила здесь почти 6000 рублей! “Неужели вы рассчитываете его продать?” – удивилась я,  товаровед только поморщилась. В общем, немудрено, что ломбарды перепрофилируются.

Так что покупатель ломбардных ценностей из меня не вышел. Другое дело – продавец. Я попыталась сдать в ломбард свой маленький ноутбук. Сейчас такую штуку (диагональ 7 дюймов, жесткий диск 4 Гб, Windows XP) можно купить в магазине за 8000 рублей. Но новую. Подержанную в интернете можно пытаться продать за 4 – 5 тысяч рублей. В магазине, где принимают подержанную технику, мне давали за него 3000 рублей.

Сколько дадут в ломбарде? В “Объединенном ломбарде” мою технику оценивали по телефону – с ходу заявили, что дадут не более 25 процентов от той суммы, что я внесла в магазине, – получилось 2500 рублей. В следующий ломбард я пришла лично. Товаровед пояснил, что ломбард заключил договор с компьютерной службой соседнего банка, и сейчас оттуда придут люди, которые оценят состояние мини-компьютера. Ждали мы их минут десять. При мне золото сдавали только молодые упитанные люди, причем среди них половина была кавказцев.

Они послушно предъявляли паспорта и невнимательно вслушивались в разъяснения по поводу процентов. Было не похоже, что парни собираются выкупать товар. В отличие от компьютеров и фотоаппаратов, драгоценности не требуют предъявления коробки, магазинного чека и гарантийного талона. Кстати, саму коробку в ломбарде не берут: ее надо только показать.

Пока я стояла в очереди, пришла молодая женщина в полушубке, сняла его и положила на прилавок. Ломбард принимал меховые вещи, но только новые, о чем клиентке тут же и заявили. Женщина ушла расстроенная. Следом за ней явилась совсем молодая девушка с кулончиком из фианита. Кажется, ей дали меньше денег, чем хотелось, поэтому она тоже не стала радоваться. Глиняный подсвечник, который принесла старушка, тоже забраковали.

В конце концов, специалисты оценили мою технику в 2000 рублей, и я от сделки отказалась. В общем, пришлось своим умом доходить до очевидного: в ломбард имеет смысл нести только вечные ценности вроде золота, а не стремительно устаревающую технику.

        Ломбарджини

Получить относительно много денег – и сразу – можно в автоломбарде. Их в городе три. В автоломбард нужно сдавать чистую машину с полным комплектом документов. Как правило, за такой залог дают 30 – 50 процентов от рыночной стоимости машины. Одни ломбарды принимают все машины – правда, за мой десятилетний “Форд” согласились выплатить только 40 тысяч рублей, другие берут транспорт не старше пяти-семи лет.

– Обычно наш клиент получает на руки 200 – 300 тысяч, – рассказали в ломбарде на Аптекарском острове. – То есть в два раза меньше, чем стоит относительно новая машина среднего класса. Машины пригоняют самые разные: были из “Порше-Кайены”, и “Лэндкрузеры”. “Майбах”? Да был такой клиент, но у нас денег для него не хватило”, – последнее, как выяснилось, было шуткой. По словам директора, количество невыкупленных автомобилей пока не превышает 10 процентов. Продают невыкупленное ломбарды просто: пишут объявления на сайте.

Отыскав ломбард, принимающий не очень новые машины, я поинтересовалась условиями. Заодно рассказала, что собираюсь уезжать, а денег на поездку нет. Рассказывали мне про такой старый трюк с использованием ломбарда в качестве бесплатной стоянки. Оказалось, он уже не проходит.

– За хранение машины в период, пока она находится в залоге, платит сам клиент. Машину поместят в теплый паркинг, и это будет стоить всего 150 рублей в сутки, – пояснили в ломбарде на Пискаревке. Конечно, если б за машину дали много денег, такие траты показались бы ерундовыми. Но мне пообещали всего 30 процентов от рыночной цены. Я обиделась и отказалась.

Процедура приемки машины в качестве залога занимает около двух часов. Сначала эксперты проверяют машину на чистоту. Если у нее нет криминального прошлого и номера двигателя в порядке, значит, остается только отогнать ее в указанное место, сдать документы и получить деньги. Ставка в ломбарде – 15 процентов в месяц – и обычно на месяц машину и сдают. Через месяц договор можно продлить.

Мне, кстати, показалось, что звонку в автоломбарде обрадовались. Кажется, сейчас у них не слишком много клиентов. Так оно и оказалось.

“Год начинается провально, – пояснили в ломбарде “Викинг”. – Ломбард существует пять лет, и все эти годы поток клиентов только прирастал: то на 10, то на 50 процентов. В прошлом году особенно. А сейчас клиент ушел – наверно, потому что наш основной посетитель – это бизнесмен средней руки, чьи деньги постоянно крутятся. Бизнес встал – и людям не нужны деньги, которые нужно срочно пускать в оборот”.

Может ли кризис изменить ломбарды – например, превратить их в пункты приема недорогого ширпотреба. Владельцы заведений считают, что нет – не может. Это произойдет, только если у людей кончится золото/серебро, – ведь большинство клиентов все-таки выкупают вещи.  В крайнем случае, активизируются комиссионные магазины. Но это уже совсем другая история.     

Нина АСТАФЬЕВА
 

Возникли временные материальные затруднения? Имея в собственности автомобиль, решить их будет очень просто, обратившись в автоломбарды Москвы.