Покойное хозяйство

В четверг несколько десятков чиновников городской администрации во главе с председателем КГА Юлией Киселевой вместе с представителями религиозных общин и Общества охраны памятников выезжали на Митрофаньевское кладбище, которое оказалось в зоне будущей «Измайловской перспективы». Стороны подискутировали на морозе, но остались при своих мнениях.

  Чиновники не видят возможности сохранить незастроенными 48 гектаров земли. Старообрядцы, канонические православные и лютеране убеждены, что смогут без государственной помощи привести кладбище в порядок. Пока остановились на необходимости провести государственную историко-культурную экспертизу.

Напомним, “Измайловской перспективой” принято называть территорию между Обводным каналом, Московским проспектом, Благодатной улицей и Балтийской веткой железной дороги. Кладбище занимает около 10 процентов этого участка. Строго говоря, оно делится на три самостоятельные части. Громовское старообрядческое кладбище находится на балансе госпредприятия “Ритуальные услуги”, там сохранилась компактная территория с воротами (выявленным объектом культурного наследия) и некоторые надгробия. На собственно Митрофаньевском кладбище, состоящем из православной и лютеранской частей, остались только отдельные надгробия.

Осмотр начали с Громовского кладбища. Выяснилось, что будущий Новоизмайловский проспект – основная магистраль перспективы пройдет точно через исторические ворота. Представители старообрядческой общины протестовали, требуя сохранить кладбище целиком. Выяснилось, что по закону о погребениях только родственники имеют право ухаживать за могилами. Если их не осталось, то кладбище должно превратиться в парк. Старообрядцы стояли на своем.

Сложнее всего с большим православным участком, до закрытия кладбища в 1920-е годы там было похоронено 200 тысяч человек, но существуют свидетельства и о блокадных захоронениях. Предложение Комитета по градостроительству выглядит так: сохранить только один гектар вокруг места, где находился Митрофаньевский храм. Там установят памятный знак и часовню, готов проект часовни архитектора Рафаила Даянова. Община настаивает на сохранении всего кладбища (по документам известны имена похороненных там 3 тысяч известных петербуржцев, в том числе историков Михаила Пыляева и Николая Шильдера, адмирала Василия Головнина, пианистки Марии Шимановской). В перспективе община рассчитывает на восстановление храма, под культурным слоем сохранилась его подземная часть, служившая усыпальницей.

В лютеранской части кладбища надгробий не сохранилось, там все согласились устроить зеленую зону и отметить известных людей небольшими памятными знаками.

В итоге поездки остался главный вопрос – что делать с четырьмя десятками гектаров кладбища. Строго по закону о погребениях эта территория не подлежит застройке, запрещено любое строительство на костях. Перенести 200 тысяч останков на один гектар нереально.

Принятый, но неопубликованный городской закон о режимах зон охраны памятников защищает от застройки Громовское кладбище. ВООПИиК пытался включить в текст и Митрофаньевское, но не смог.

Единственное, с чем согласились общественность и чиновники, необходимо провести полную историко- культурную экспертизу, где определить точные границы кладбища, места расположения храмов и ценных с исторической точки зрения захоронений.    

Вадим Шувалов

_______________________________________________________
  СПРАВКА: 

Захоронения на месте Митрофаньевского кладбища появились на рубеже 1831 года во время эпидемии холеры. Через сто лет церкви и часовни на кладбище были снесены, а его территория, кроме  Громовского гладбища, превращена в складскую зону ленинградских предприятий.

Идея продолжить Измайловский проспект рассматривалась всеми Генпланами города как обязательная задача развития дорожной сети начиная с 1960-х годов. Все проекты пробивки разрезали территорию кладбища.