Петербург готовился к перевалке 800 тысяч иномарок. Но вмешался кризис

Объемы поставок иномарок через Петербург в январе упали как минимум в три раза. В итоге невостребованными стали недавно построенные в портах Петербурга и Усть-Луги пять терминалов суммарной мощностью почти 800 тысяч иномарок в год. Если брать их перспективную полную мощность, то только одна Усть-Луга хотела переваливать до 360 тысяч иномарок.

“В августе прошлого года мы грузили примерно 30 тысяч автомобилей, а в январе этого прошло порядка 7 тысяч”, – говорит Елена Жданова, PR-директор крупнейшего поставщика, компании “Российские транспортные линии” (РТЛ).

В 2008 году РТЛ перегрузила через три площадки, принадлежащие группе OMG (терминал “Онега”), ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” (Третья стивидорная компания) и Рыбный порт 180 тысяч автомобилей. Еще около 50 тысяч иномарок прошло через причалы “Петролеспорта”, с которым работает крупнейший в России дилер “Рольф”. “Если в 2009 году падение грузов только по порту Санкт-Петербург составит 50 процентов – это очень хороший прогноз, – говорит Елена Жданова. – Помимо провала платежеспособного спроса, недоступности кредитов, девальвации и повышения пошлин, причина краха рынка еще и в том, что у поставщиков просто нет объемов на Россию из-за отсутствия возможности дешевого хранения автомобилей под таможенным контролем. Хранить в России дорого, а лишних денег нет ни у кого”.

В Лужской губе РТЛ построила терминал мощностью перевалки до 120 тысяч автомобилей с возможностью расширения в несколько раз. “Однако срок ввода перенесен, автомобили через него начнут перегружать, скорее всего, в конце года – нет рынка”, – говорит Жданова.

“Петролеспорт” в прошлом году обещал, что “Рольф” в 2009 году завезет через этот терминал до 200 тысяч автомобилей. Участники рынка уже не верят в такие объемы. “Мы ввозим в Россию считанные десятки автомобилей, заводы по всему миру сокращают производства и останавливают конвейеры – непонятно, кому нужны такие мощности портов в Питере и окрестностях”, – говорит  менеджер крупного иностранного автопроизводителя. По данным РТЛ, в портах Европы ждут своего часа до 300 тысяч автомобилей, предназначенных России, но никому в ней пока не нужных.

Впрочем, не все оценивают ситуацию столь пессимистично. По данным президента группы OMG Виталия Архангельского, принадлежащий этой группе терминал “Онега” работает сейчас выше мощности. “Мы видим тенденцию к увеличению импорта иномарок, и поэтому планируем ввести новые территории для хранения”, – говорит он. Архангельский говорит, что построенные в Петербурге и окрестностях новые автотерминалы будут “более чем востребованы”. Он считает, что это – шанс отобрать часть доходов у Финляндии, весомая доля в ВВП которой образуется за счет импорта автомобилей в Россию.

“Порт Котка без боя не сдастся, и надо дождаться, кто выиграет конкуренцию за оставшиеся объемы – Котка, Питер или Ленобласть”, –  говорит глава исследовательского агентства InfraNewsАлексей Безбородов. Он считает, что конкуренция между терминалами будет жесточайшей, а выиграют в ней те, кто близок к автологистам – особенно к таким крупным, как РТЛ или “Рольф”. “Главное на сегодня даже не цены, а вменяемость и гибкость”, – замечает он.

Впрочем, есть факторы, которые еще сильнее могут отразиться на выживаемости терминалов. Участники рынка наперебой предлагают подумать над такими вопросами:

– ждать ли нам банкротства дилеров в условиях всеобщих неплатежей и провала спроса?

– возобновят ли банки кредитование под покупку автомобилей или сама жизнеспособность банков под вопросом?

– какой будет политика крупнейших мировых автомобильных компаний – они могут и временно забыть о существовании российского рынка?     


Кто импортирует автомобили через Петербург

Терминал
Владелец Мощность (в год) Дилер/логист    Что происходит
Порт Санкт-Петербург
3-я стивидорная компания Владимир Лисин 80 тыс. РТЛ Работает с мая 2008
Онега    OMG    150 тыс. РТЛ Работает
Морской рыбный порт Морской рыбный порт 120 тыс РТЛ Работает
Петролеспорт GlobalTrans 200 тыс Рольф Работает
Порт  Усть-Луга
Терминал Владелец Мощность Дилер/логист    Что происходит
Юг-2    Компания Усть-Луга 100 тыс.  – Работает с недогрузкой
Новая гавань РТЛ    120 тыс. РТЛ Срок ввода перенесен

 

Евгений Никитин