В Голливуде есть актеры, на которых исключительно приятно смотреть. Но часто бывает так, что ты, проникшись всей этой приятностью, после фильма понимаешь, что играл-то актер никак. Просто светил в камеру физиономией. Примерно такое происходит со мной, когда я вижу на экране Брэда Питта. Ну, вот глаз не оторвать, когда он на экране. А по окончании фильма понимаю, что все, кто был с ним рядом в кадре, его запросто переигрывают.
Исключений из этого правила почти что нет. “Большой куш” Риччи, “После прочтения сжечь” Коэнов и “Семь” Финчера. Некоторые еще любят “Бойцовский клуб” того же Финчера. Но мне кажется, что при всем великолепии этого фильма Питту там играть особо нечего – вся работа досталась Эдварду Нортону.
Но вот по всему видно, что Финчер к Питту очень хорошо относится. После “Семи” и “Бойцовского клуба” актера начали активней приглашать на роли серьезных людей, а не только красавцев. И вот в наш прокат вышел очередной финчеровский фильм – почти трехчасовая экранизация короткого рассказа Френсиса Скотта Фитцджеральда “Загадочная история Бенджамина Баттона”. Естественно, с участием Питта.
Тут я должна сделать лирическое отступление. Эта картина номинировалась на “Оскар” по нескольким номинациям, включая главные: “Лучший фильм”, “Лучший режиссер”, “Лучшая главная мужская роль”, но получила всего три – за монтаж звука, спецэффекты и грим.
Финчер сидел на церемонии с таким высокомерным выражением на лице, что очень хотелось, чтоб его прокатили. Что, собственно говоря, и случилось. Потому что в Академии пока еще не очень любят, когда игру актеров скрывает грим, а режиссура заключается исключительно в том, чтобы правильно подобрать команду специалистов по спецэффектам.
Один мой приятель назвал “Баттона” главным достижением Финчера. Потому что почти три часа ты смотришь фильм, про который тебе заранее все известно, но тебе не скучно. Он прав, скучно не было. Но фильм, на мой взгляд, получился совершенно никакой.
Для тех, кто не читал рассказ и не знает истории, рассказываю. Бенджамин Баттон родился стариком. Все считали, что ребенок обречен, но он неожиданно для всех выжил, начал расти, а вместе с ростом – еще и молодеть. Жил он в доме престарелых. И у одной из обитательниц дома была внучка. Дальше все совсем понятно – им не суждено было быть вместе вплоть до определенного момента, когда они оба не пришли в достаточную форму, чтобы завести семью и родить ребенка. Но жить вместе долго и счастливо им не суждено. И так далее.
Финчер вдруг показал себя как человек, который совершенно не умеет рассказывать простую историю. Смотреть не скучно только по одной причине: зритель, как завороженный, наблюдает за тем, как три часа герои довольно качественно молодеют и стареют. Я лично ждала момента, когда мне явится совсем молоденький Брэд Питт – периода “Настоящей любви”. И он явился.
Но вот качество его актерской игры, как оказалось, неподвластно даже Финчеру. Питт только печально обводит глазами окружающий мир, иногда изумленно приоткрывает рот, и на этом играть заканчивает.
Финчер тоже сделал ставку на ничегонеделание. Он снимал классическую слезовыжималку, когда рыдать начинаешь практически сразу. И рыдаешь с ненавистью, потому что не хочешь, но тебя заставляют. Потому что, как говорила одна моя подруга, такое ощущение, что в бочке топят щенка. Все три часа. Тут не разрыдается только очень черствый человек и парочка, которая обжималась на последнем ряду сразу за мной.
Зато два из трех “Оскаров”, полученные картиной, совершенно точно заслуженны. Тут потрясающие компьютерная графика и грим (о монтаже звука в дубляже трудно судить). Герои действительно стареют и молодеют прямо на глазах, и от этого немножко жутко. “Загадочная история Бенджамина Баттона” – очень красивый фильм. Там даже город Мурманск напоминает заснеженный Париж. И если подходить к нему, как к вестнику технического прогресса в Голливуде, то его можно настоятельно рекомендовать к просмотру.
Катя Щербакова