Серьезный соперник появится в ближайшие годы у знаменитой Янтарной комнаты в Екатерининском дворце ГМЗ «Царское Село». Это Лионский зал, расположенный всего в нескольких десятках метров от янтарного чуда. На ПМЭФ-2018 состоялось подписание трехстороннего соглашения между ГМЗ «Царское Село», «Газпромом» и французской компанией ENGIE о возрождении Лионского зала.
Эта история началась несколько лет назад, когда музей за счет конкурсных процедур сэкономил более 70 млн газпромовских рублей. Тогда появилась идея направить эти средства на Лионский зал, чтобы воссоздать плафон с лепкой, позолотой и живописью, нижний лазуритовый фриз и обшивку стен лионским шелком.
В архивах мануфактуры сохранился образец императорского заказа, сделанного в середине ХIХ века: желтый шелк с крупным рисунком называется «золотой бутон». Хотя зал получил свое название гораздо раньше, еще в 1780-е годы его стены отделали лионским шелком с изображением павлинов. Тогда же появилась отделка синим лазуритом. «Золотой бутон», дающий гармоничное сочетание цветов «синий – золотистый», появился почти через сто лет, и в таком виде интерьер Лионского зала просуществовал до 1941 года. Во время Отечественной войны он был полностью уничтожен, остались только стены и несколько фрагментов обожженного лазурита, ставшего хрупким, как гипс.
Когда началась реставрация Екатерининского дворца, Лионскому залу вернули только «строительный» объем. Собственно реставрация была невозможна из-за дороговизны афганского лазурита и лионского шелка. Но вот все звезды сошлись нужным образом.
Гостям ПМЭФ показали три кресла из Лионского зала, обшитых первым траншем «золотого бутона». Два месяца назад из Лиона поступили 12 погонных метров. Полный объем подарка – 320 метров. Кресла были найдены после войны в Екатерининском парке в коматозном состоянии, но реставраторы Царскосельской янтарной мастерской вернули их к жизни.
Предполагается, что Лионский зал будет закрыт для обшивки шелком с осени 2018 года по весну 2019-го. Хотя и после этого работ останется много: надо воссоздать отделанные лазуритом два камина, верхний фриз, оконные наличники и т д.
Долгое время обсуждалось, как поступить со знаменитым и уникальным наборным паркетным полом с перламутровыми вставками, придуманным еще Чарльзом Камероном. Во время войны фашисты демонтировали паркет и вывезли его в Германию, он вернулся домой 70 лет назад.
До сих пор публике показывают в Лионском зале два фрагмента, закрепленных на щитах, а ходит она по современному покрытию.
Долго думали, как поступить с паркетом. Если вернуть его на свое место, то по нему нельзя будет ходить, иначе перламутр погибнет. Екатерина II это понимала, поэтому паркет при ней закрывали коврами. Но сейчас такое решение неприемлемо, музейной публике интересен старинный перламутр, а не современные ковры.
Недавно принято решение уложить паркет, а публику больше в зал не пускать. На лазурит и шелк можно будет посмотреть с разных сторон через широко распахнутые двери
Вадим Шувалов