Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.
Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.
Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.
В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.
В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.
Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.
Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.
Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.
В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».
В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.
Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.
Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.
Станислав Волков