В городском Центре амбулаторной хирургии на прием одного пациента по полису ОМС отвели 4 минуты. За это время врач должен успеть осмотреть больного, поставить диагноз, назначить лечение, заполнить медицинские документы. Больной за то же время должен вбежать в кабинет, раздеться (если надо), рассказать, где болит, и если повезет, то одеться. Как врачи и пациенты соревнуются в скорости и что может сделать хирург за 240 секунд? – разбирался «Город 812».
«И в очереди ждать не пришлось»
О странных правилах приема пациентов в Центре амбулаторной хирургии (его неофициально называют Центром хирургии кисти), входящем в СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 37», «Городу 812» рассказала Анна Ивановна (ее ФИО в целях сохранения врачебной тайны изменено). Анна Ивановна побывала у хирурга этого центра – доктора Титоренко – по направлению из районной поликлиники. По ее словам, приема она ждала почти месяц – раньше не было свободных номерков.
– Доктор Титоренко принимал с 15 часов, мой номер очереди был восьмой, время приема – 15 часов 32 минуты. На каждого больного, согласно номеркам, отводится по 4 минуты, – рассказала пациент.
По ее словам, доктор график соблюдал: пациенты влетали и вылетали из кабинета строго по расписанию. С заболеванием Анны Ивановны хирург справился даже быстрее, чем за четыре минуты. Она обратилась с жалобами на правую руку: болит, не разгибается.
– Он на руку мою посмотрел, на рентгеновские снимки глянул и сразу сказал, что не знает, что со мной. Велел сделать томограмму и потом снова прийти, – рассказала она.
По ее словам, доктор ей понравился.
– Настоящий профессионал! И в очереди ждать не пришлось, – радуется больная.
Как объяснила Анна Ивановна, чтобы сделать томограмму, назначенную хирургом из Центра амбулаторной хирургии, ей придется еще раз пять-шесть сходить к врачам.
Сначала – попасть на прием к хирургу в районную поликлинику. Районный хирург даст направление на дополнительные анализы и отборочную комиссию, которая решит, можно ли делать Анне Ивановне томограмму или нет. Если комиссия томограмму разрешит, то поставит в очередь на обследование. После томограммы снова нужно будет записаться на прием в Центр амбулаторной хирургии.
По подсчетам пациентки, в следующий раз она попадет к доктору Титоренко через несколько месяцев, а то и через полгода. Но она не жалуется. Она сочувствует врачам, которых поставили в такие трудные условия работы. Рука у Анны Ивановны по-прежнему болит.
«Жалоб не было»
«Город 812» обратился за комментариями в СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 37» с вопросом: что может успеть хирург за 240 секунд?
Главврач поликлиники Андрей Ким оказался в отпуске. Отвечать пришлось его заместителю по экономике Ольге Шапкиной. Она признала факт, что запись пациентов в Центр амбулаторной хирургии ведется с интервалом в четыре минуты. Но разумных объяснений этому феномену с ходу не нашла, поэтому стала выдвигать разные версии. В течение пятиминутной беседы версий было три.
Сначала доктор Шапкина придумала, что хирургу не нужно осматривать пациента. А без осмотра и четыре минуты – достаточно. Вот как звучит эта версия.
– Консультация в Центре амбулаторной хирургии и прием врача-хирурга – это разные вещи. Консультация состоит из того, что принимается пациент с направлением после приема врача-хирурга, где написано, какая операция ему показана. Осмотр не проводится, и он ставится сразу на очередь на операцию, – рассказала Ольга Шапкина.
Из ее слов выходит, что профессор Титоренко, принимавший Анну Ивановну, – просто винтик, отправляющий под нож всех подряд. Но у Анны Ивановны рука болит, и это ведь еще не повод – ее отрезать?
Замглавврача по экономике вынуждена была признать и факт проведения осмотра. После этого она родила вторую версию.
– Записываются у нас иногда через 4 минуты, потому что в некоторых случаях хватает этого времени. Когда большой наплыв есть – то через четыре минуты прием, а так – где-то через 15–20 минут. Идет погрешность. Может быть и по 4 минуты на каждого, но каждый второй может не прийти, – юлила Ольга Константиновна.
– А если все записавшиеся пациенты придут, то на прием каждого останется 4 минуты. Что врач может успеть за это время?
В ответ Шапкина выдала третью версию:
– А у нас прием ведется четырьмя хирургами одновременно! Там одновременно сидят четыре хирурга в разных кабинетах. Доктор Рассол, профессор Титоренко, врачи Смирнов и Бондарева. И идет разбор пациентов по врачам.
К сожалению, и эта художественная версия оказалась несостоятельной. «Город 812» ее легко проверил, обратившись в регистратуру поликлиники № 37. По словам медрегистратора, прием в Центре амбулаторной хирургии ведут только три врача – Рассол, Титоренко и Бондарева. Но не все одновременно, конечно же, а каждый – в свой день.
И Анна Ивановна подтвердила нам, что все пациенты сидели в очереди к одному врачу.
По словам Ольги Шапкиной, на работу Центра амбулаторной хирургии до сих пор никто не жаловался, а это значит, что пациентов всё устраивает.
– Востребованность Центра довольно-таки большая, но очереди как таковой у нас нет. Нет никаких рекламаций на работу Центра. И если пациент пришел и ему не оказана помощь, пускай он придет и объяснит, кем не оказана, либо напишет нам жалобу. Жалоб не было, – сказала зам по экономике.
Кстати, попасть на прием в Центр амбулаторной хирургии сейчас невозможно. Очереди в центр нет, потому что свободных номерков нет. Как сообщили в поликлинике, ближайшая запись (на третий квартал 2018 г.) начнется 27 июня в 8 часов утра.
Окулист быстрее всех
Главный хирург Комитета по здравоохранению Петербурга Петр Яблонский не поверил, что прием пациента может длиться 4 минуты, когда «Город 812» обратился к нему за комментариями.
– Таких нормативов быть не может, я под этим подпишусь. Самый короткий норматив приема врача-терапевта – 12 минут. Как может хирург принимать четыре? Это ненормально! Надо разбираться с администрацией лечебного учреждения, где такое происходит. И врачей нельзя ставить в такое положение, – эмоционально отреагировал доктор Яблонский.
По его словам, несколько лет назад были приняты типовые нормы времени амбулаторного приема для некоторых врачей-специалистов. Но пока они разработаны не для всех врачей, процесс продолжается.
Нормативы определены приказами Минздрава РФ № 290н от 02.06.2015 и № 973н от 19.12.2016 г., в которых указано, сколько должен длиться прием врачей определенных специальностей:
врача-педиатра участкового – 15 минут;
врача-терапевта участкового – 15 минут;
врача общей практики (семейного врача) – 18 минут;
врача-невролога – 22 минуты;
врача-оториноларинголога – 16 минут;
врача-офтальмолога – 14 минут;
врача акушера-гинеколога – 22 минуты.
врача-кардиолога – 24 минуты;
врача-эндокринолога – 19 минут;
врача стоматолога-терапевта – 44 минуты.
Но эти нормы служат лишь ориентиром для лечебных учреждений. Их можно менять в зависимости от плотности населения, уровня заболеваемости и т.д.
«Город 812» анонимно поговорил с врачами, и выяснилось, что проблема «уплотнительной» записи пациентов распространена довольно широко. Решают ее в каждой поликлинике по-своему. Например, в некоторых женских консультациях практикуют двойную, а то и тройную запись на одно и то же время – к одному и тому же врачу. Делается это так.
Талоны самозаписи выкладываются в Интернете. Одновременно журнал самозаписи (бумажный) выкладывают в регистратуре. Одновременно врач ведет собственную запись пациентов на повторный прием. Три этих канала записи существуют в параллельных мирах: они не пересекаются и «не ведают» о существовании друг друга. В итоге на одно и то же время – к одному и тому же врачу – могут быть записаны сразу три человека. Результат: на каждого пациента вместо 15 минут доктор тратит только пять минут, чтобы не выбиться из графика. Обычно первым принимают того, кто первым пришел.
Все об этой практике знают, но никто не жалуется. Как правило, пациенты пошумят перед кабинетом – и всё. Врачи объясняют «уплотниловку» так: «Пациенты записываются, а потом приходят. А у нас зарплата от этого зависит».
В Комитете по здравоохранению Петербурга, куда «Город 812» также обратился за комментариями, обещали разобраться в ситуации. И, как видно из ответа на запрос, ничего удивительного в истории про 4 минута на пациента не усмотрели.
Елена Роткевич