В четверг состоялось закрытое обсуждение конкурсных проектов «Набережной Европы» членами Совета по культурному наследию при городском правительстве. Официальная причина закрытости – необходимость оградить экспертов и жюри от влияния специалистов по охране памятников. Неофициальная – организаторы конкурса предполагали, что все проекты, радикально меняющие ситуацию на большом участке исторического центра Петербурга, не вызовут одобрения Совета по культурному наследию. Так и произошло.
Члены совета не стали подробно обсуждать конкурсные проекты, заметив, что Петербургу ближе работы российских архитекторов. Зато много и подробно говорили о том, что предшествовало проведению конкурса. Вспомнили, как под инвестпроект были исключены из списка выявленных объектов культурного наследия кирпичные здания Казенного винного склада и спиртоочистительного завода на набережной Малой Невы. Как мимо совета прошло обсуждение мастер-плана, который лег в основу программы конкурса. Как были полностью проигнорированы предыдущие конкурсы начала ХХ века по преобразованию этого места (сначала под Олимпийский стадион, позднее – для общественных терм). Отдельно отмечено странное решение проводить отдельный конкурс на доминанту – здание Дворца танца, которое должно определять все остальное, а не наоборот.
По мнению многих членов совета, мастер-план противоречит Петербургу, поскольку в нем заложена идея: вид из нового жилья на город важнее, чем вид из города на жилые дома.
Принято решение обратиться к городским властям с предложением определять программу конкурса с учетом мнения Совета по культурному наследию.
В. Ш.