Как сэкономить так, чтобы крыша стадиона “Крестовский” не упала на болельщиков

16 марта будут забиты все сваи, на которых вознесется стадион «Крестовский», что строят на одноименном острове взамен снесенного стадиона им. Кирова. Стадион станет не только хорошим подспорьем для переживающей непростые времена группы компаний Олега Дерипаски, но еще и беспрецедентным полем битвы между Экономией и Безопасностью. В то время как генподрядчик предлагает новые способы сэкономить, а городские власти гонят лошадей, проектировщики пытаются не превратить стройку в новый «Трансвааль».

        Торжество росметаллопрома

С 2007 года проект строительства стадиона, отвечающего стандартам FIFA и UЕFА, находится в стадии реализации, хотя само проектирование еще не закончено (уверяют, что сегодня это – стандартная практика). В декабре 2008-го сменили коней на переправе – вместо прежнего генподрядчика, компании “Авант”, победившей на городском конкурсе, но отстраненной от работ в ноябре 2008-го, через процедуру нового конкурса выбрали нового генподрядчика – ЗАО “Инжтрансстрой”, подконтрольное Олегу Дерипаске, тогда еще стратегическому петербургскому инвестору. На этом конкурсе была выставлена стартовая цена подряда – 18,6 млрд рублей (столько готовы были дать денег подрядчику, который возьмется построить стадион). “Инжтрансстрой” победил в конкурсе, предложив освоить лишь 13 млрд и построить при этом то же самое.

Гендиректор “Инжтрансстороя” Иван Кузнецов заявил при этом, что проект не будет корректироваться и не будет уменьшаться объем работы – все идеи, заложенные к архитектурную концепцию, с которой победил на конкурсе в году японский архитектор Кисе Курокава, будут реализованы. Прошло 2 месяца, и проект уже начали вносить изменения, пытаясь заменить материалы на более дешевые и, возможно, поменять конструкцию.

28 февраля на стройке побывала Валентина Ивановна Матвиенко. Там она проделала все приличествующие подобному случаю и уже привычные операции – пошумела, пригрозила, скомандовала построить все раньше, чем планировалось, не затрагивая скользкую сторону вопроса – финансирование, которое целиком и полностью легло на городской бюджет с того момента, как в проекте отказался участвовать “Газпром”. В тот же день генподрядчик предложил несколько способов сэкономить – сделать все т.н. верхние ярусы трибун, т.е. все ярусы, что выше 14,5 м (а это 75% из общей высоты сооружения в 52 м) не из стали, как это предусмотрено в проекте Курокавы, а из железобетона, а крышу выполнить из отечественного металла вместо импортного, сэкономив на курсе евро.

Не превратится ли при этом проект в колосс на глиняных ногах? –  поинтересовались мы у специалистов.

– Строительство из отечественного металла возможно, только нужно все просчитать с точки зрения безопасности, – говорит Вячеслав Заренков, глава строительного холдинга “Эталон-ЛенСпецСМУ”. – Российский металл ничем не хуже. Фактически весь металл, который мы получаем из Германии, – это наш металл.

– Я был на этой знаменательной инспекции объекта губернатором, так как мы осуществляем надзор за строительством – рассказывает Александр Мелентьев, зам. директора  ЦНИИСК им. Кучеренко (разработчики рабочего проекта стадиона, г. Москва). – Все эти заявления  по поводу изменения проекта пока что только слова. Новый подрядчик выиграл тендер, снизив стоимость проекта на 30%. Сейчас они ищут способы сэкономить эти 30%. На самом деле все, что касается конструкции, мы и так уже оптимизировали – над этим в течение года бились 7 докторов наук, у которых накоплен огромный опыт в этой области: мы проектировали стадион в Крылатском, стадион “Локомотив” в Черкизове, Ледовый дворец на Ходынке. На конструкции уже ничего сэкономить нельзя, если не менять ее принципиально, например, отказываться от выдвижного поля, которое  вместе с мостом под ним обойдется в 2,5 млрд руб. Но это изюминка конструкции, ее решено сохранить.

– А на металле можно сэкономить?

– У нас в проекте изначально заложен металл, который на 90% можно сделать на российских заводах. Но есть ряд ответственных деталей – пилоны, которые держат на вантах крышу, а также отливки, соединяющие части каркаса этой крыши в единое целое, которые будут делаться в Германии. Технологии на российских заводах не позволяют сделать их надежными. Я этого не допущу, чтобы не превратить стадион в новый “Трансвааль”. На чем действительно можно сэкономить, так это на металле и цементе, выбрав оптимальных поставщиков. У нас в проекте была заложена стоимость металла на начало 2008 года, а сейчас и металл и цемент подешевели. У генподрядчика свое мнение на это счет.

– Проектным институтом сейчас рассчитывается вариант замены металлических конструкций трибун стадиона на железобетонные конструкции, – рассказала Ирина Котенко, начальник управления по связям с общественностью Проектно-строительной компании “Трансстрой”. – Предварительно проектировщики подтвердили, что  несущая способность конструкции при замене на бетон улучшится, кроме того, просчитали, что  конструкции из бетона –  более пожаростойки, чем металл. Бетонные конструкции получаются жестче, показатели собственных колебаний тоже лучше – выдерживает 5 децибел, вместо 3 в металле. Кроме того, такой вариант более выгоден с экономической точки зрения, металлоконструкции трибун надо подвергать противопожарной обработке, бетон такой процедуре не подлежит.

        Лучше меньше, да лучше

Как сообщили в “Трансстрое”, к 15 марта закончится забивка свай под стадион, после чего начнут возводить подтрибунное пространство и сами трибуны. Параллельно с бетонными работами начнется монтаж металлоконструкций кровли и моста со спецтрибунами VIP, под которым будет выкатываться поле, по мере возведения трибун доберутся до металлической раздвижной крыши (появилось солнышко, крыша съехала, пошел дождь – наоборот).

Заказ металлоконструкций компания разместит после 30 марта. Как уверяют, будут задействованы только очень мощные заводы, способные выпускать по 1,5 – 2 тыс. тонн металлоконструкций в месяц, чтобы за 5 месяцев все сделать.

Пока что финансирование никак не стыкуется с запланированными сроками. В уже принятом бюджете Петербурга-2009 на строительство стадиона заложено 2 млрд рублей. Если выделять деньги такими темпами и полностью остановить инфляцию, стадион будет готов через 6,5 лет, а не в ноябре 2010-го, как обещают городские власти. Сейчас бюджет корректируется, есть план увеличить финансирование строительства до 10 – 12 млрд руб.  в 2009 году, за счет сокращения других статей бюджета, но окончательное решение еще не принято.

В любом случае, проект необычно скромный для Петербурга. Если дороги у нас принято строить примерно в 2 раза дороже, чем в Финляндии, и соответственно в 2 раза лучше, то стоимость строительства стадиона “Зенит” (так его называют строители) сопоставима с мировыми аналогами. Так стадион в Гельзенкирхене (Германия, недалеко от Дюссельдорфа), открытый в 2006 году и ставший прототипом для нашего стадиона в плане конструктивных решений (но не архитектуры), обошелся в 200 млн евро, это около 9 млрд руб. по нынешнему курсу. У нас будет только 13 млрд. (Правда, в Гельзенкирхене стадион строился на пустом месте, а у нас еще нужно было сносить старый, это, говорят чиновники, надо учитывать.)

По темпам строительства с нами не сможет сравниться никто: например, стадион “Арена” в Мюнхене, где нет выдвижного поля и раздвижной крыши (правда, есть светящиеся разными цветами стены), строили 3 года, у нас будет в 1,5 раза быстрее.

      Своими руками

 
Побывав на стройке, петербургский губернатор велела установить на стадионе веб-камеры, чтобы все интересующиеся процессом могли наблюдать за стройкой века. Идея не новая. Предыдущий подрядчик уже имел такие камеры, есть они и у нынешнего. Тем не менее, заявление губернатора вызвало вспышку интереса и всю прошлую неделю болельщики “Зенита” наблюдали за ходом строительства, и я в том числе. Зрелище впечатляющее, можете сами попробовать – http://ingtransstroy.ru/cam.php?cam=1 (камера N 1), http://ingtransstroy.ru/cam.php?cam=2 (камера N 2). Изображение обновляется раз в несколько секунд. Чем-то похоже на стрелки часов. С виду часовая и минутная не двигаются, а время идет. Видно, что свай набито столько, что сейчас это один гигантский еж. Строительство демонстрирует то ли чудеса современных технологий: людей вроде бы и нет совсем – при определенном везении  через веб-камеру можно увидеть до 2 – 3 рабочих, а дело делается (по данным подрядчика, на объекте работает 300 человек, круглосуточно и в три смены). То ли люди работают в маскхалатах – что, наверное, правильно – объект-то стратегический.

На призыв губернатора Матвиенко к болельщикам поучаствовать в строительстве в качестве волонтеров болельщики ответили по-разному. Мы обсудили эту тему на сайте болельщиков www.zenitzone.ru. Мнения разные, но в целом бетонные работы предлагается оставить тем немногим гастарбайтерам, что еще пытаются выживать в Петербурге. А самим если и поработать, то на стадии безопасной для стадиона – во время благоустройства.

Независимо от сроков и затрат стадион станет выдающимся сооружением для Петербурга. Как известно, главная фишка стадиона – выдвижное поле. Суть идеи – само футбольное поле (газон толщиной 5 см  + подложка из грунта, дренажа и т.п.)  высевается в огромный (80 на 120 метров) и относительно плоский горшок, который задвигается внутрь стадиона только на время футбольных матчей, а в остальное время трава растет в естественных условиях – под солнцем и дождем, благодаря чему становится такой же стойкой, как игроки ФК “Зенит”.

Пока футбольное поле выдвинуто, внутри стадиона на его месте можно проводить концерты, бои быков, президентские выборы, инаугурации, эксгумации и другие зрелищные мероприятия: потому что трибуны  остаются на месте.

Единственный более совершенный аналог – стадион в Аризоне, где поле еще и может вращаться вокруг собственной оси, что нужно для проведения американского футбола, который требует другой инсоляции по сравнению с европейским.

– А можно и в Петербурге так же сделать и вращать поле прямо во время матча, чтобы из зоны болельщиков “Зенита” можно было рассмотреть поближе собственные ворота, потом посыпать пеплом вратаря команды-противника?

– Все это вполне реально, если будут силы и желание откорректировать проект, – сказал Александр Мелентьев, зам. директора  ЦНИИСК им. Кучеренко.
В идеале под конец матча скорость вращения поля нужно увеличить до такой степени, чтобы футболисты под воздействием центробежных сил устремлялись в объятия болельщиков.    

Алексей Орешкин