Личные впечатления от посещения 4 городов и 5 стадионов на ЧМ-2018

На этом чемпионате я побывал на пяти стадионах в четырех городах – где-то как корреспондент, где-то – как рядовой болельщик. Отличия есть: в Ростове-на-Дону, например, все организовано не совсем так, как в Петербурге, Москве и Волгограде.

 

Петербург

Перед началом чемпионата я прогнозировал, что на первый матч в Петербурге (играли Иран – Марокко ) не наберется зрителей. Ошибся. Не думал, что из этих не самых футбольных стран в Россию приедет столько болельщиков. Марокканцев с иранцами в обшей сложности набралось столько же, сколько обычно бывает на мачтах «Зенита».

На ЧМ-2018 вместимость арены «Санкт-Петербург» (дополнительные трибуны были установлены на променаде между ярусами и под самой крышей) несколько больше, чем на играх чемпионата России, а потому немало мест остались все-таки незанятыми. Но вид наших трибун не был таким унизительным, как в Екатеринбурге, когда там играли уругвайцы с египтянами. Местные жители жаловались, что билеты в продаже отсутствовали. В итоге ФИФА, курирующая билетную программу, была вынуждена оправдываться. В общем, ее сотрудники что-то «намутили», как в свое время высказался президент РФ про Виталия Мутко. Владимир Путин, кстати, давал указание организаторам ЧМ-2018 с российской стороны увеличить квоту дешевых билетов для россиян, но и наши чиновники, похоже, с задачей не справились – и с ФИФА об этом не договорились.

В Петербурге так называемая программа гостеприимства была отработана прошлым летом на Кубке конфедераций, когда нереализованные билеты распространялись среди бюджетников и воспитанников спортшкол. Продолжения этим летом не случилось, хотя сотрудники Смольного и составляли списки желающих попасть на футбол, но по крайней мере среднее звено чиновников осталось без билетов.

А матч Марокко – Иран отлично годился как раз для тех, кто просто хотел бы приобщиться к празднику футбола. Звезд в командах не было, зато была яркая картинка (красно-зеленые против красно-белых), бурные эмоции на трибунах и рядом с полем (тренеры едва не сошлись в рукопашной) и увлекательный сюжет с неожиданной развязкой на последних минутах. Одним словом, все то, за что можно полюбить футбол.

 

Москва

Для меня чемпионат мира начался днем раньше в московском метро. До этого о предстоящем турнире напоминали только усиленные наряды полиции на Ленинградском вокзале, многочисленные волонтеры в красной униформе да периодически встречавшиеся на пути болельщики в национальных цветах. Но когда все они двинулись одним маршрутом в сторону «Лужников», это произвело сильное впечатление. Только в своем вагоне метро за два с половиной часа до начала стартового матча я насчитал болельщиков восьми национальностей – помимо россиян ехали аргентинцы, бразильцы, перуанцы, мексиканцы, датчане, исландцы и немцы. Высыпав на «Спортивной» и забежав на эскалатор (все четыре работали, естественно, на выход), они одновременно начали делать селфи на фоне бурлящей красками платформы.

После матча все это действо перенеслось в центр Москвы. Манежная площадь и близлежащие улицы даже за полночь представляли собой одну огромную и шумную пробку. Тем удивительнее, что на Красную площадь никого не пускали ни в день открытия чемпионата, ни в два последующих, хотя во всех выпущенных к чемпионату для туристов справочниках она отмечена как обязательный к посещению объект. Боялись вакханалии у стен Кремля?

В Москве, кстати, метро в дни футбольных матчей работало до 3.00, а не всю ночь напролет, как это принято в Петербурге в дни массовых празднеств. Зато ориентироваться под землей иностранцам у нас должно быть куда проще, в Москве их выручают только смартфоны – ни на станциях, ни в вагонах никакой навигации на латинице и объявлений на английском, как в Петербурге. Зато есть другое ноу-хау – в новых вагонах метро на мониторах идут прямые трансляции матчей ЧМ из всех городов.

Раздражение этим высказывали по большей части женщины, мужчины были довольны. Когда в матче Франция – Австралия был назначен пенальти, молодой человек на моих глазах уговаривал свою спутницу: «Ну проедем еще остановку! До “Пушкинской” – и вернемся обратно». Уговорил.

Московские «Лужники», хоть это и главная арена чемпионата, заметно уступают новому петербургскому стадиону. Разве что  пресс-центр у нас сделали  недостаточно вместительным для соревнований такого ранга, как ЧМ по футболу, и общаться с тренерами и игроками приходится за пределами главной арены. Зато в остальном у нас все компактно и комфортно, в отличие от «Лужников». Построенный в 1950-е годы, московский стадион пережил перед ЧМ-2018 глобальную реконструкцию, но все равно учесть все требования ФИФА оказалось трудно.

И уж тем более тесно было на московском стадионе «Спартак». Его вместимость едва ли не в два раза меньше, чем в «Лужниках», но именно там состоялся самый востребованный матч на старте чемпионата: Аргентина – Исландия. Желающих увидеть живьем Лионеля Месси оказалось столько, что на выходе из станции метро «Спартак» приходилось двигаться сначала через коридор из конной полиции, а затем из болельщиков с плакатами и листочками «Нужен билет» на нескольких языках.

 

Волгоград

На футбол в этот город я попал как рядовой болельщик благодаря супруге. Она давно мечтала съездить в город, который защищал и где погиб ее дед, и увидеть его фамилию на Мамаевом кургане. И тут появилась возможность: к билету на футбол полагается билет на поезд к месту проведения матча и обратно. Еще осенью прошлого года я заказал билет на футбол в Волгоград, а заодно в соседний Ростов-на-Дону по самой льготной цене (1260 рублей) для граждан РФ и зарегистрировался на сайте транспортной дирекции ЧМ-2018. Все сработало – в мае курьер доставил билеты на футбол, затем по Интернету пришли посадочные купоны на поезда ФИФА: Москва – Волгоград и Ростов-на-Дону – Москва.

На Казанском вокзале в Москве на платформу пропускали исключительно по паспорту болельщика. Уже у вагона два встречающих-проверяющих – помимо проводника еще и представитель транспортной дирекции ЧМ-2018. Теперь уже помимо паспорта болельщика еще и просто паспорт, кропотливая сверка данных со списками и каждые две-три минуты доклад по рации о количестве прибывших пассажиров. Ближе к отправлению:

–  Из 36 мест заняты 34, 25 иностранцев, остальные – граждане РФ.

И так по каждому из 16 вагонов. В поезде несколько переводчиков и сотрудники правопорядка. На каждой станции состав встречала местная полиция, в Рязани даже автоматчики из ОМОН, и каждый раз сверка списка пассажиров – чем дальше от Москвы, тем выше чин контролирующего: на станции Грязи Липецкой области нас встречал уже целый майор полиции. Поначалу пассажиров не выпускали на остановках, но после долгих переговоров с кем-то из своих руководителей начальник поезда дала в Мичуринске Воронежской области команду открыть двери, что вызвало недовольство у сопровождавшего состав полицейского в чине старшего прапорщика:

– Докатился, баба мною командует!

Но выпустить пар было действительно необходимо, если верить директору вагона-ресторана, оккупированного английскими и тунисскими болельщиками:

– Боялась, меня вынесут вместе с занавесками. Но иностранные ребята мирные, просто веселые, вот наши, как обычно, – хамье, – докладывала кому-то директор и умоляла подвезти пива к следующей остановке – запасы утекали.

Впрочем, на мой взгляд, все происходило абсолютно мирно, а российские болельщики, прослышав про братание в середине состава, устремились туда за фото на память.

В Волгоград поезд прибыл в понедельник, этот день в городе был объявлен выходным. Посчитали, что соблюдение всех правил безопасности парализовало бы мегаполис, растянувшийся на 60 км вдоль Волги (самые часто встречаемые вывески на улицах – «Скупка», «Ломбард», «Кредиты», названия улиц знакомые: проспект Ленина, Советская, Комсомольская, Профсоюзная).

Но самая большая беда – мошкара, регулярно посещающая город в начале лета. В этом году ее атака совпала со стартом чемпионата мира, и ФИФА пришлось вносить изменения в свои правила безопасности. В Волгограде разрешили к проносу на стадион баллончики емкостью до 100 миллилитров со средствами от мошкары. Кроме того, стадион был обработан централизованно специальным составом, но все равно футболисты постоянно пускали в ход руки, отмахиваясь от насекомых. Что, впрочем, не помешало Гарри Кейну забить два гола, как это и положено лидеру английской сборной.

Волгоградцы оказались людьми на редкость добросердечными и отзывчивыми – дадут фору даже жителям культурной столицы. А уж как радуются тому, что история Волгограда интересна и футбольным болельщикам!

Рассказывают, что полиция Великобритании и Футбольная ассоциация Англии начали расследование по поводу видео, на котором два английских фаната демонстрируют нацистское приветствие и распевают фашистские песни в одном из баров Волгограда. Не видел такого, зато видел тысячи англичан, тунисцев и прочих иностранцев на Мамаевом кургане – благо новый стадион находится практически у самого его подножия.

Футбол начинался в девять вечера – и будто весь город отправился на арену «Волгоград». В том числе и обиженные на то, что из-за футбола запретили пользоваться находящимися по соседству со стадионом пляжами и свернули торговлю спиртными напитками сразу в четырех районах.

Болели преимущественно за Тунис как за более слабую команду. Или против англичан. Но были (как до этого в Москве и Петербурге, а после в Ростове-на-Дону) дружное скандирование «Россия! Россия!», хоровое исполнение «Калинки» и запуск волны по трибунам теми, кто просто пришел поразвлечься. Патриотическая составляющая была одним из козырей российской заявки, и с этим не обманули. Хотя панические настроения тоже присутствовали: например, красные футболки сборной России со словами «Главное участие». Не догадывались, какой сюрприз им готовит Станислав Черчесов.

Еще в Волгограде вспоминали  местную команду «Ротор» – в 1990-е она регулярно обыгрывала московский «Спартак» и забивала по шесть голов за матч «Зениту», а нынче едва сохранила место в первом дивизионе. Местные болельщики проявляли оптимизм: «Стадион у нас появился, теперь и “Ротор” поднимется».

 

Ростов-на-Дону

С Волги до Дона добирался на маршрутке вроде тех, что у нас возят в Финляндию. Расстояние только больше – 500 км за шесть часов. Из восьми пассажиров четверо – молодые индусы, путешествующие по России за звездами мирового футбола. В Ростов ехали ради уругвайцев Суареса и Кавани, встреча с Месси у них была «назначена» в Петербурге, где аргентинцы сыграют с Нигерией.

Водитель маршрутки долго бил себя в грудь («Я настоящий донской казак») и всю дорогу бухтел по поводу того, кому нужен этот чемпионат:

– Разве что дороги малость подлатали да по городу хоть всю ночь гулять можно – под каждым кустом полиция. Вот сын сегодня на фан-зону собирается, мы с женой впервые одного отпускаем.

Досталось и футболистам:

– Надо по дворам таланты искать, а эти деньгами все карманы набили, что бегать не могут.

Но едва началась трансляция матча Россия – Египет из Петербурга, как включил радио на всю громкость и радовался каждому голу, не давая спасть несчастным индусам, которых интересовало только, играет ли за египтян Салах. А когда свой гол забил Дзюба, шофер завизжал от удовольствия – потому что свой: зенитовец играл одно время за «Ростов».

В Ростове-на-Дону главный аттракцион – речная прогулка по Дону. Правда, только вниз по течению – выше от городской пристани, туда, где на берегу построен стадион, во время чемпионата мира навигация запрещена. В итоге вместо пейзажей предлагают любоваться производственными доками. Удивительно было, что корабельный экскурсовод ни в зуб ногой ни на одном из иностранных языков, тем не менее пытается устраивать переклички туристов и заигрывать с ними. Хотя, может, оно и к лучшему, что не все понимали его шутки. Особенно кощунственно после регулярно случающихся у нас трагедий на воде звучала шутка про спасательные жилеты, за которыми «спешить не стоит, тем более что они бесплатные».

Со странной после Москвы, Петербурга и Волгограда расхлябанностью организована и работа шаттлов, доставляющих болельщиков к стадиону. Это был первый на моем пути город, где автобусы приходилось брать с боем, иностранные болельщики делали фото автобусов, облепленных людьми, как это бывает в Индии или бывало в Ленинграде в час пик.

На стадионе тоже контроль был без фанатизма. Никто не выворачивал карманы на входе и не изучал подробно содержание сумок, а я безо всякой аккредитации беспрепятственно зашел в пресс-центр, чтобы досмотреть трансляцию предыдущей игры, взять протокол предстоящей и попить воды – плюс 37 все-таки… На стадионе минеральную воду продавали по 200 рублей, пиво – по 350, хот-доги – по 300, чипсы и орешки – по 150. Впрочем, ассортимент по всех городах абсолютно одинаковый (поставщики – фирмы, являющиеся официальными спонсорами ФИФА) и цены – тоже. Для провинции, конечно, дороговато, но за напитками всюду очереди. И не всегда из-за жажды – к каждому напитку полагается фирменный стакан с датой матча и названиями участвующих в нем команд, вот народ и набирает сувениров для родственников и знакомых.

 

 

 

Средний чек в барах городов, принимающих ЧМ-2018

Аналитики 2ГИС сравнили цены в барах, ресторанах и кафе, где показывают трансляции матчей  чемпионата мира по футболу. Самые высокие цены оказались  в Москве. Самые низкие – в Калининграде. Петербург только на четвертом месте.

 

Москва – 1240 рублей (средний чек на 1 человека)

Ростов-на-Дону – 928 рублей

Сочи – 915 рублей

Санкт-Петербург – 868 рублей

Самара – 812 рублей

Казань – 801 рубль

Екатеринбург – 732 рубля

Нижний Новгород – 688 рублей

Саранск – 684 рубля

Волгоград – 624 рубля

Калининград – 587 рублей

 

Сергей Лопатенок