Царь-недомученик. Кто такие царебожники и почему их не любит РПЦ

В ночь с 16-го на 17 июля Россию ожидает величайшее событие, которое может в корне изменить судьбу всего мира. Пройдет 100 лет с момента искупительной жертвы христоподобного царя Николая II. И если русский народ принесет покаяние, Россия возродится и придет новый царь. Так считают царебожники – гонимое и презираемое официальной церковью течение внутри православия, граничащее с ересью в самом классическом понимании этого слова. Можно не сомневаться – они не пропустят этот юбилей, чтобы показать себя.

Святой, но не очень

 У Московской патриархии сложное отношение к Николаю II. Его канонизация произошла только в 2000 году и была очевидной дипломатической уступкой эмигрантской РПЦЗ, которая ставила ее непременным условием для объединения. Но и заграничники канонизировали царя не сразу, а только в 1981 году. Сказывалось, с одной стороны, неоднозначное отношение к этой фигуре и отсутствие серьезных оснований для канонизации в его биографии. С другой – отсутствие мощей, нетленность которых или чудеса, происходившие с которыми, могли бы свидетельствовать о святости их владельца.

По сравнению с РПЦЗ Московский патриархат канонизировал Николая в облегченном варианте. Во-первых, к лику святых причислена только царская семья. Слуги, добровольно последовавшие за своим монархом на Голгофу, этой чести не удостоились. Тогда как заграничники сделали святыми всех, в том числе католика камердинера Алоизия Труппа и лютеранку  гофлектриссу Екатерину Шнейдер, расстрелянную отдельно от Романовых. Во-вторых, в РПЦЗ все они получили статус мучеников, а в РПЦ – менее почетный статус страстотерпцев. Разница в том, что мученики умирают за веру, а страстотерпцы – просто с христианским терпением.

Наконец, РПЦ как не признавала, так и до сих пор не признает подлинность «екатеринбургских останков». Ни тех, что уже похоронены в Петропавловском соборе, ни найденных в 2007 году царевича Алексея и его сестры Марии. Рационального объяснения этому нет. Скорее всего, из-за неоднозначности отношения к Николаю у церковных иерархов вообще, они не были признаны сразу, в 1998 году, а потом менять позицию было уже поздно.

Это, разумеется, не значит, что семья царственных страстотерпцев как-то принижается в РПЦ. Но, во всяком случае, усиленное ее почитание явно руководство патриархии не радует. Даром что сами члены царской семьи  – фигуры неоднозначные, так еще и их фанаты делают все, чтобы сделать весь сюжет максимально гротескным. А в крайних своих формах – и вовсе еретичным.

 

Царь-искупитель

 Первые попытки почитать Николая II были среди белых эмигрантов еще в 20-е годы. Нынешнее царебожие возникло в России в конце 90-х годов. Идеология движения основывается на том, что в 1613 году, после избрания на царство Михаила Романова, русский народ принес соборную клятву в верности его роду. Отступникам от клятвы грозила не только «по царским законам месть», но и Божий гнев, «яко раскольникам Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежникам и разорителям Закону Божию». Именно от этой клятвы русский народ и отступил в 1917 году. То есть совершил «соборный грех». Поэтому теперь надо всенародно покаяться, и тогда Россия спасется. А может, и весь мир.

Пока, правда, народ не прозрел, и каются только сами царебожники. Каждый год в селе Тайнинское Московской области у памятника Николаю II происходит Чин всенародного покаяния. Который был осужден еще патриархом Алексием II как имеющий «не церковный, а ярко выраженный агитационный характер».

Второй постулат, немного противоречащий первому, – это искупительная жертва, которую принес Николай, будучи расстрелянным за «соборный грех» своего народа. Противоречие состоит в том, что если грех уже искуплен, то покаяние излишне. Но это мелочь по сравнению с главной проблемой.

Искупительная жертва Николая уподобляет его Христу, который своей смертью искупил грехи всего человечества. Однако предполагать наличие второго «искупителя», пусть даже рангом пониже, с точки зрения христианства – чудовищнейшая, не лазящая ни в какие ворота ересь. Некоторые исследователи проводят на этом основании параллели между царебожникам и «изуверской сектой» хлыстов, которые тоже учили, что в мире может быть много «христов». Но эта схожесть только внешняя: хлысты считали «христами» руководителей своих общин, тогда как царебожники тоскуют о государе. Отсюда их любовь к Ивану Грозному, Распутину и даже Сталину, иконы которых иногда появляются среди маргинальной части православных.

Все это обрастает, естественно, соответствующим антуражем: специальными молитвами, иконами, крестными ходами и пр. Месяц назад по следам последнего пути царской семьи – из Тобольска в Екатеринбург – двинулся крестный ход. Прийти должен как раз к столетию расстрела Романовых.

Официально РПЦ осуждает царебожие, но ему симпатизируют многие священники правых взглядов. И даже взволновавший либеральную общественность тезис «путинского духовника» митрополита Тихона о том, что убийство царской семьи, возможно, носило ритуальный характер, был скорее всего не кровавым наветом на мировых сионистов, а декларированием его собственной консервативной точки зрения. Близкой к царебожию, хотя и не являющейся таковой.

Наталья Поклонская любит Николая Второго – это факт. Царебожница ли она – точно не установлено.

На крестном ходе найдете их

 В Петербурге нет конкретных центров царебожников, рассказала «Городу 812» религиовед Елена Рыйгас. Они могли бы тяготеть к «царским» храмам – соборам во имя фамильной романовской Феодоровской иконы у Московского вокзала и в Царском Селе, но их туда не пускают.

«Царебожников можно заметить после больших крестных ходов – они подходят к людям и начинают объяснять им, что Николая надо почитать не как страстотерпца, а как мученика. Если удается завести беседу, рассказывают дальше. Вообще, статус мученика является маркером. Если в какой-то церкви Николая поминают как мученика – это царебожный приход. Тем самым они, говоря церковным языком, занимаются самосвятством – приписывают канонизированному человеку не тот иерархический чин», – говорит Рыйгас.

Станислав Волков