Cможет ли губернатор Сердюков спасти Пикалево от всеобщего увольнения?

В минувший четверг президент Медведев провел рабочую встречу с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Непосредственным поводом для встречи и главной ее темой стала ситуация в маленьком городе Пикалево, где стоят сейчас все заводы. Губернатор пообещал до конца месяца запустить заводы, хотя ни собственники предприятий, ни эксперты не понимают пока, как он собирается это сделать.

  Население Пикалева, расположенного на востоке области, – 21 тысяча человек, и практически все население завязано на работу трех городских заводов. Эти заводы были построены в советское время по классической схеме “производственной цепи”, когда предприятия зависят друг от друга и обеспечивают друг друга сырьем. Удобно, когда у таких предприятий один собственник, но когда собственники разные – начинаются проблемы.

Схема выглядит так: мурманское предприятие “Апатит” поставляет сырье для работы Пикалевского глиноземного завода (ПГЗ); ПГЗ производит глинозем, а побочные продукты его деятельности становятся сырьем для цементного и химического заводов. “Апатит” входит сейчас в состав крупной компании “ФосАгро”, ПГЗ – в “Базэл”, цементный завод – в “Евроцемент-групп”, химический – в “СевЗапПром”.

Некоторое время такая схема работала, но в последнее время работать перестала.

Проблемы начались с решения “Базэла”, принадлежащего Олегу Дерипаске, перепрофилировать ПГЗ с производства глинозема на производство цемента. В “Базэле” утверждали, что производить глинозем по нынешним ценам невыгодно, но есть и другая точка зрения. Сырье для производства цемента “Базэл” собирается использовать то самое, которое раньше продавал “Евроцементу”. Таким образом, холдинг Дерипаски, у которого в Петербурге и окрестностях было много строительных проектов, убивал двух зайцев – обеспечивал себе собственный цемент и создавал проблемы конкуренту.

Поставки “Евроцементу” прекратились в октябре прошлого года, и его цементный завод был остановлен – у других поставщиков сырье он приобретать не мог. Сейчас проводится реконструкция предприятия, которая позволит выпускать цемент по другой технологии и не зависеть от ПГЗ. Завершиться она должна осенью. Но пока рабочие или уволены, или в простое.

Но производить свой цемент из глинозема у “Базэла” не получилось, потому что в феврале прекратились поставки сырья от “ФосАгро”. Стороны расходятся в показаниях: в “Базэле” утверждают, что монополист рынка нефелинового концентрата “ФосАгро” завышает цены, в “ФосАгро” – что “Базэл” нарушает условия контракта, не выкупает весь объем сырья и не платит. Зависимость этих двух предприятий друг от друга взаимная: “Базэлу” больше негде покупать сырье, но и “ФосАгро” его тоже никому другому не продать.

Прекращение поставок на ПГЗ завершило эпопею: остановился и сам глиноземный завод, и зависящее от него химическое производство “СевЗапПрома”. Все заводы города стоят, официально уволенных еще не так много, но если проблему в ближайшее время не решить, то уволенным окажется весь город целиком.

Есть и другие сложности: у “Базэла” уже накопились долги перед местным бюджетом, а также долги за газ и воду, и город столкнулся с серьезной угрозой прекращения энергоснабжения.

До последних заявлений губернатора Ленобласти самым реальным вариантом развития ситуации был выкуп “СевЗапПромом” ПГЗ у Дерипаски. В этом случае “СевЗапПром” планировал запустить цепочку по прежнему варианту. Сейчас стороны обмениваются документами и выясняют, удастся ли им найти взаимоприемлемые условия.

Сердюков пообещал, что заводы возобновят работу до конца марта. Некоторые областные политики считают, что в этом – залог сохранения губернатором своего поста. В окружении губернатора, впрочем, эти предположения категорически отвергают.

Единственное, что может изменить ситуацию быстро – это решение спора о цене сырья между “ФосАгро” и “Базэлом”. Тогда поставки на ПГЗ и его работа возобновятся, а значит, смогут работать и два других завода. Для этого нужно или дать денег “Базэлу”, чтобы он покупал сырье по прежней цене, или убедить “ФосАгро” цену снизить. Судя по словам Сердюкова, выбран второй вариант.

Губернатор предлагает Росимуществу временно передать Ленобласти свои 20% акций “Апатита” – входящего в “ФосАгро” завода, который поставляет сырье в Пикалево.

Тогда, считает губернатор, областные чиновники смогут влиять на ценообразование и разобраться, действительно ли на сырье слишком высокая цена или “Базэл” просто не хочет его покупать.

Еще один вариант, который предлагает губернатор, – обменять эти 20% акций “Апатита” на 51% акций ПГЗ, входящего в “Базэл”,  и таким образом уже прямо влиять на его работу.

В “Базэле” это предложение не комментируют, а неофициально говорят, что все зависит от условий. Если условия будут хорошими, холдинг готов хоть продать ПГЗ государству или “СевЗапПрому”, хоть продолжить выпуск глинозема или выпускать только цемент. Все предложения надо рассмотреть.

Пока стороны разбираются в этом клубке и изучают предложения, рабочие вместо 16 тысяч зарплаты с 1 марта начинают получать 3 тысячи пособия.     


Сергей Гуркин, ИА Regnum,
специально для “Города 812”