4 причины увидеть сады Тимура Новикова

В Центре современного искусства Сергея Курёхина открылась выставка «В садах Тимура», посвященная 60-летию Тимура Новикова, художника, акциониста, философа, лидера. Вместе с куратором этого проекта Олесей Туркиной мы нашли 4 причины ее посетить.

Причина первая. Показаны раритеты из собрания ЦСИ, частных коллекций и семьи художника. В 1978 году Новиков создал свою первую работу. Естественно для него, это был автопортрет. Потом выбросил его на помойку. Андрей Крисанов, друг Тимура, подобрал холст и нарисовал на нем городской пейзаж. Но если посмотреть на просвет, то Новиков виден. С разрешения Крисанова ближе к юбилейной дате (24 сентября) часть пейзажа будет расчищена – и откроется лицо основателя неоакдемизма.

Причина вторая. Со времени смерти Новикова прошло 16 лет. Пора вспомнить, что он вместе с Иваном Сотниковым был основателем и лидером группы «Новые художники». В глухой для культуры 1982 год эти ребята заявили о продолжении традиций русского авангарда в искусстве и образе жизни. Культовый фильм Сергея Соловьева «Асса» снят таким, каким он вышел на экраны, во многом благодаря Новикову, Сергею Бугаеву (Африке) и их соратникам.

Попутно Новиков открыл для нашего малоискушенного зрителя теорию семантической перспективы. Если изобразить или сколажировать на синем листе бумаги или текстиле самолет, то это небо, а если кораблик – то море.

В 1989 году Новиков нанес по трафарету изображения солнца на фрагмент пионерского галстука. И оптимистично назвал этот коллаж «Восход». Но когда многие любители искусства только подступали к  наследию авангарда, Новиков в 1991 году резко меняет курс на неоакадемизм, воспевая тайный культ красоты. От девяностых остались знаменитые «тряпочки Тимура». На выставке представлены работы из серии «Утраченные идеалы счастливого детства» – на бархат наклеены фотографии скульптур советских пионеров. Это про утраченные идеалы счастливого детства.

А незыблемый идеал – выносил на сцену портрет короля-эстета Людвига Баварского на мехе с соболиными хвостиками. Это последняя работа Новикова.

Причина третья. Коллажный принцип, придуманный Пикассо, Браком и Швиттерсом, самый революционный принцип в искусстве прошлого века, объединял Тимура Новикова и Сергея Курёхина. Новиков был сценографом и актером (например, дракона) в некоторых из перформансах курёхинской «Поп-механики». Сохранился фрагмент занавеса, позже порезанный фанатами на сувениры. ЦСИ предлагает владельцам собрать эти фрагменты и показать на выставке.

 

Причина четвертая. Выставка существует, что называется, in progress. Она будет пополнятся по ходу работы. Ожидается показ огромного раннего полотна Новикова «Ель», чтение его неопубликованных писем (все об искусстве) начала 1980-х годов. Организаторы бросили клич о поиске пропавшего портрета Курёхина, созданного Новиковым для  «Поп-механики». Он хорошо виден на фотографиях выступлений оркестра.

Вадим Шувалов