Историю про медведя Винни-Пуха, как известно, написал англичанин Милн, а нам пересказал поэт Заходер. И получилось у Заходера даже лучше, чем у Милна, хотя и немного вольно. Опустил он пару глав, которые показались скучными. Но это ерунда. Главное преступление, с точки зрения английских ценителей «Вини-Пуха», в другом – в том, что Заходер сделал Сову женщиной. То есть весь мир знает, что Сова – мужчина. А мы знаем, что она – женщина. И это всё страшно меняет.
Это мы вместе с глубоким художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он читал, но подзабыл, про что там написано. После отечественной классики – «Руслана и Людмилы» – взялись за классику иностранную, за «Винни-Пуха и всех, всех, всех».
Вкратце сюжет. Живут в лесу Винни-Пух (медведь), Пятачок (свинья), Иа-Иа (осел) Сова (сова), Кролик (кролик). Потом другие животные появляются. И с обитателями этого леса все время что-то происходит: то хвост у осла пропадет, то слонопотамы повадятся, то Винни-Пух в доме Кролика застрянет.
Что у Милна, что у Заходера сюжеты не отличаются. Но контекст изменился.
У Милна до поры до времени все обитатели леса – мужчины. То есть большую часть времени винни-пухи и кролики живут в чисто мужской компании. Никаких женщин, заигрываний и кокетств. Можно ходить без одежды и не выбирать выражений. А потом появляется Кенга (кенгуру женского пола) – и это у Милна вносит дикий переполох в мужской коллектив.
У Заходера переполох не так мотивирован, потому что женщина и раньше имелась. Можно сказать, что это незначительные различия в текстах. Так нет! Дело в том, что истории про Винни-Пуха и остальных – это ролевая игра. Где каждый персонаж соответствует определенному социальному типу.
Есть Кролик – рациональный, смекалистый, такой Штольц из «Обломова».
Есть Иа-Иа – осел с душевным заболеванием (ипохондрия), перенесший тяжелую травму (потеря хвоста). Философия Иа-Иа состоит в том, что этот мир слишком плох, чтобы спасать его или себя в нем. Надо просто ждать – и когда наступит судный день, все истинно верующие переберутся на небо. То есть осел – фаталист.
Есть Пятачок – вечно тоскующий, все время что-нибудь переживающий и куда-то стремящийся. Непрактичный романтик.
Есть Тигра – решительное, но глупое животное. Его можно использовать.
Есть Винни-Пух. Это стихийный даос, следующий принципу «Вэй У Вэй» и правилу «Дзы жань» – по этому правилу все в жизни происходит само по себе. Кролики могут изобретать хитроумные способы достижения цели и не достигать ее, а следующий принципу «У Вэй» даже не задумывается о задаче, которую ему предстоит выполнить, а делает первое, что ему приходит в голову, и результаты приходят сами собой.
Вот, например, как-то осел Иа-Иа упал в реку. Для спасения осла Винни-Пух предложил план: бросать в воду камни, от них пойдут волны, они прибьют Иа-Иа к берегу. «А вдруг мы случайно попадем в него?» – тревожно спросил Пятачок. «Обдумайте все эти возможности, прежде чем начнете развлекаться», – сказал Иа-Иа. Но Винни-Пух уже бросил самый большой камень в воду. Раздался громкий всплеск, Иа-Иа исчез под водой… Понятно, что все закончилось хорошо – осел был спасен.
А проблема со сменой пола Совы выглядит так. Каждый читатель «Винни-Пуха» еще в детстве подбирает себе персонаж по духу – и начинает следовать заложенным в него алгоритмам. Понятно, что в России мало кто захотел превращаться в рационалиста Кролика (у Заходера он вышел сильно противный). А больше всего симпатизантов нашлось у Винни-Пуха и Иа-Иа. В итоге народ у нас получился даоско-фаталистического типа.
А Сова у Заходера вышла похожей на учительницу на пенсии, и мало кто захотел ее копировать. Вот была бы она как у Милна – молодым умным мужчиной в пенсне, – может, уровень образованности у нас были бы повыше.
Впрочем, Богорад говорит, что ему Сова и в таком виде всегда нравилась. Поэтому, наверное, Богорад такой умный.
Сергей Балуев