И от крестного похода бывает какая-то польза.
15 июля 1099 года. Крестоносцы захватывают Иерусалим.
Осенью 1095 года заседал Клермонский собор. Ничего особо интересного не происходило. Но под конец папа Урбан II выступил на площади перед толпой народа. И призвал к войне за Гроб Господний.
Народ обрадовался и закричал: «Так хочет бог!»
Как хотел бог – этого мы не знаем. Но мы знаем, что мусульмане вполне уважительно относились к христианским святыням в Иерусалиме, ведь для них это тоже был святой город. Число христианских паломников все время росло, и их никто не обижал.
Но турки-сельджуки обижали Византию. Папа хотел защитить византийцев. На византийцев ему, по большому счету, было наплевать. Но если их защитить, можно потребовать от них отказа от православной веры. И преодолеть церковный раскол, который случился всего за сорок лет до речи в Клермоне.
Вот Урбан II и призвал к войне с мусульманами. Посулив участникам войны всяческие блага. Во-первых, духовные – отпущение всех грехов. Во-вторых, материальные – с тех, кто воевал в Святой Земле, запрещалось взыскивать долги. А их имущество переходило под защиту церкви.
Народ в те времена был очень возбудимым. Причем первыми возбудились те, у кого и имущества-то никакого не было. Крестьяне и просто голытьба слушали проповеди Петра Пустынника.
Потом возникнет легенда, что вовсе не папа, а именно Петр Пустынник придумал крестовые походы. Это, конечно, вряд ли. Но под влиянием его проповедей голытьба собрала несколько отрядов, которые двинулись к Константинополю.
Одним отрядом командовал нищий рыцарь Вальтер Голяк, другим – сам Петр Пустынник. Был и третий отряд, во главе которого шли коза и гусь. Эти священные животные должны были помочь одолеть неверных.
Первым делом эти крестоносцы погромили евреев в Германии. А затем грабили всё на своем пути. Поэтому их везде били. Сначала в Венгрии, потом в Болгарии. А затем их добили турки. Почти все они погибли. Спасся только Петр Пустынник – инициатор авантюры. Ну, так часто бывает в истории.
После голытьбы в дело вступили рыцари. Самые лучшие и самые славные. Готфрид Бульонский и его брат Балдуин. Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. А также Раймунд Тулузский, герцог Нормандский, граф Фландрский и Гуго Вермандуа, брат французского короля.
Все они в сопровождении верных вассалов прибыли в Константинополь. Где византийский император Алексей Комнин взял с них вассальную клятву, которую они сначала не хотели давать. Тогда император окружил их войсками и перестал давать продовольствие. Рыцари дали клятву, которую, впрочем, не собирались выполнять. Чего стоит клятва, данная схизматикам? Ничего.
Надо сказать, византийцы совсем не обрадовались такому количеству рыцарей. Которые выглядели уже не подмогой, а скорее угрозой. И вели себя плохо – например, один из них уселся на трон византийского императора.
Алексей Комнин поспешил спровадить их на войну с турками. И они стали воевать, причем довольно удачно. Хотя бесконечно грызлись друг с другом. Балдуин, брат Готфрида Бульонского, вообще на всех обиделся, плюнул на Иерусалим, пошел в Междуречье и основал там графство Эдесское.
Другие предводители тоже очень хотели основать для себя какие-нибудь королевства или графства. А рядовые крестоносцы мечтали быстрее идти на Иерусалим. Поэтому, с одной стороны, вожаки грызлись между собой, а с другой – они грызлись со своими подчиненными.
Полный бардак. На счастье рыцарей, среди мусульман царил не меньший бардак.
Потеряв кучу людей, крестоносцы дошли до Антиохии. Долго и безуспешно осаждали ее. Потом захватили, воспользовавшись предательством армянина из гарнизона Антиохии. Но тут подошла турецкая армия, и теперь уже крестоносцы оказались в положении осажденных.
Им повезло. Одному монаху было видение. В таком-то месте закопано копье, которым пронзили Христа на кресте. Стали копать. И выкопали копье.
Монах уверял, что копье – то самое. И даже прошел через огонь – существовало такое испытание. Правда, монах обгорел и умер. Но копье помогло крестоносцам разбить турецкую армию.
А затем они захватили Иерусалим, который перед этим захватили мусульмане-еретики, подчинявшиеся халифу-фатимиду в Каире.
В Иерусалиме крестоносцы устроили жуткую резню. Сами хвалились, что ходили по щиколотку в крови. Мусульмане укрылись в храме Соломона. Их там перебили. Евреи укрылись в синагоге. Их сожгли заживо.
Захватив город и помолившись в святых местах, вожаки стали выбирать короля Иерусалима. Претендовали двое – Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский.
Раймунда ненавидели за гордость и спесь. Поэтому выбрали Готфрида Бульонского. Он отказался быть королем. Сказал:
– Не могу носить золотой венец там, где Спаситель носил терновый.
И принял титул «защитник Гроба Господнего». И пошли новые войны.
Читатель вправе задать резонный вопрос: был ли в этом хоть какой-нибудь смысл? Отвечаю: конечно, был. Куча смутьянов и забияк ушла из Европы. И в Европе стало чуточку поспокойнее.
Глеб Сташков