Борцы за исторический Петербург подозревают Смольный в намерении отдать инвесторам под снос целый квартал на Петроградской стороне. Активисты «Живого города» считают, что под угрозой уничтожения находятся 6 домов на улице Полозова. Официально пока приговорен только один из них, однако, как известно, наличие или отсутствие разрешающих документов не ограничивает строителей в их действиях. Вместе с тем, по недавно принятому закону «О границах зон охраны объектов культурного наследия» ни одно из этих зданий не может быть уничтожено.
Квартал, о котором идет речь (между улицами Полозова и Подковырова), выходит на Большой проспект Петроградской стороны Подковыровским садом. Часть этого сада входит в утвержденный законом список зеленых насаждений общего пользования и, теоретически, не может быть ликвидирована (впрочем, как раз на этом месте стоит большой ларек). 15 марта 2005 года постановлением городского правительства сад отдан под строительство торгового комплекса компании “Ультра-Прогресс”, но пока никаких материальных следов ее активности нет. В благодарность инвестор, помимо всего прочего, обязан расселить прилегающий к этому участку дом № 3 по улице Полозова.
В 2008 году еще одним постановлением правительства участок под этим домом отдан ему для проведения проектно-изыскательских работ (необходимый этап для получения разрешения на строительство). Сами жильцы говорят, что их дом признан аварийным, хотя в официальных списках аварийных домов обнаружить его не удалось. Внешне никаких повреждений на нем нет.
Жильцы другого дома, примыкающего к этому участку – Подковырова, 8, рассказали “Городу 812”, что осенью с ними общались реэлтеры из агентства “Адвекс” и собирали пожелания, кто куда хочет расселиться. При этом объясняли, что выступают в интересах “Ультра-Прогресса”, у которого с ними заключен договор. Не желающим переселяться гражданам сообщали, что дом все равно признают аварийным, а их самих выселят по суду. “Летом тут действительно ходила какая-то комиссия и что-то замеряла, но никакой информации о том, что дом признан аварийным, у нас нет”, – рассказал “Городу” собственник одной из квартир, просивший не называть его имени.
Через улицу от дома № 3 стоит дом № 4. О его аварийности также нигде официально не говорится, однако все тот же “Ультра-Прогресс” собирается реконструировать его под гостиницу. О планах компании говорится в том числе на сайте Комитета по инвестициям Смольного.
Непригодность для проживания не означает автоматически неустранимую аварийность, т.е. сносить дом на основании именно этого документа нельзя . |
Единственный дом, значащийся в официальных аварийных списках, – дом 9 по улице Полозова. Он был признан таковым еще в 2005 году и уже почти расселен. По зданию действительно идут трещины, на них стоят маячки. Маячки целые, то есть за прошедшие как минимум 3,5 года дом не только не развалился, но и ни на миллиметр не сдвинулся.
Рядом с ним есть большое свободное пространство, так что инвестору будет, где разгуляться. Активисты “Живого города” опасаются, что если одновременно начать строительство на месте домов 3 и 9, стоящие между ними 5 и 7 такого потрясения не переживут.
В апреле прошлого года ООО “Ультра-Прогресс” и ООО “Ультра-Прогресс 4” получили разрешение Смольного на подготовку проектов планировки двух кварталов – того, где находится дом № 4, и того, где стоят все остальные (проекты, из которых можно было бы узнать, что именно и где собирается построить инвестор, должны были быть готовы в течение 4 месяцев). Общественные слушания по первому из них (там, где Подковыровский сад) назначены на 23 марта. С 5 марта этот проект должен был быть выставлен в местном муниципалитете, но по состоянию на минувший четверг его там не было, и местные муниципалы только пожимали плечами.
В самом ООО “Ультра-Прогресс” нам ничего комментировать не стали, сказав, что “это неактуально”, так как пока ведутся проектные работы.
В компании “Адвекс” нам подтвердили, что занимались подготовкой к расселению двух домов – Полозова, 3, и Подковырова, 8, по заказу инвестора, которого называть не захотели. Однако пока проект приостановлен, сообщили нам. Вместе с тем отвечавший за это сотрудник “Адвекса” Герман Ильин заявил, что у него имеются копии постановлений о признании обоих домов аварийными.
Непригодность для проживания не означает автоматически неустранимую аварийность, т.е. сносить дом на основании именно этого документа нельзя .
А вот в Комитете по градостроительству “Городу” сообщили, что не располагают никакой информацией об аварийности ни одного из вышеперечисленных домов. Однако по адресу Полозова, 9, “предполагается реконструкция здания с расширением” для размещения там Центра социальной реабилитации. Относительно проекта планировки квартала с Подковыровским садом в КГА сообщили, что “работа над ним находится в начальной стадии”.
Вместе с тем все вышеперечисленные здания построены до 1917 года и, по терминологии закона “О границах зон охраны объектов культурного наследия”, являются “историческими”. В нем четко указано, что запрещен “снос исторических зданий, за исключением разборки аварийных, в случае невозможности ликвидации аварийности”. Вместе с тем единственный известный общественности акт об аварийности в этом квартале – по дому № 9 – говорит, что это здание отнесено к категории непригодных для проживания. Однако непригодность для проживания не означает автоматически неустранимую аварийность, т.е. сносить дом на основании именно этого документа нельзя.
Впрочем, в законе говорится, что его действия не распространяются на правоотношения, вступившие в силу ранее. В базе городского законодательства нет документов, указывающих, что “Ультра-Прогресс” уже имеет какие-либо права на эти здания. Впрочем, пример компании ЛЭК, сначала построившей небоскребы, а потом получившей разрешение на строительство, свидетельствует, что при очень большом желании строители в нашем городе могут получить практически любой документ. С этого понедельника закон “О границах зон охраны” вступает в силу, и “Живой город” намерен писать заявление в прокуратуру о противозаконных сносах исторических зданий.
Но мы должны отбросить мелкое брюзжание и, затаив дыхание, ждать, когда застройщик снесет все, что нужно, и начнет строительство. Потому что в договоре о предоставлении Подковыровского сада под застройку указано, что взамен инвестор должен соорудить фонтан. Можно ли не поразиться мудрости Смольного, заботами которого мы вместо полуразвалившихся халуп времен царя Гороха получим замечательный торговый центр с красивым фонтаном?
Антон Мухин