Мало платят за картину, если ты не Тарантино

Ассоциация теле- и кинопродюсеров решила в 3 – 3,5 раза сократить актерские гонорары за участие в телесериалах. И не только актерские – также попали звукооператоры, видеоинженеры, сценаристы и прочие представители телесериальной индустрии.

  В первую очередь это связано с тем, что российские телеканалы больше чем в два раза сократили закупочную стоимость самих сериалов. Еще в прошлом году даже проходные проекты стоили под 300 тысяч долларов за серию. Сейчас они уходят не дороже 150. Раньше сам сериальный рынок приносил в среднем 700 миллионов долларов в год. Сегодня же эта сумма кажется заоблачной даже тем компаниям-производителям, которые контролировали не меньше 50 процентов этого рынка.

От ситуации, сложившейся на рынке телепроизводства, пострадали даже крупные игроки, в чьей непоколебимости были уверены многие. Под ударом оказалась компания “А-Медиа” – крупнейший поставщик ситкомов на российские телеканалы. Несмотря на успех таких сериалов, как “Моя прекрасная няни” и “Кто в доме хозяин”, “А-Медиа” была вынуждена серьезно сократить штат своих сотрудников и оказалась практически без проектов. В самой компании сложившуюся ситуацию не комментируют, но соглашаются, что расточительность сейчас никому не идет.

И в большом кинематографе тоже все не хорошо. Гильдия кинопродюсеров России прогнозирует сокращение количества фильмов на 30 процентов в 2009 – 2010 годах. А журнал “Кинобизнес сегодня” посчитал, что в конце 2008 года – начале 2009-го бокс-офис в России и СНГ сократился на 33,8 процента.

На те же 30 процентов сократилась и посещаемость кинотеатров: ни один из потенциальных кинопрокатных хитов этого года не смог побить “Иронию судьбы: Продолжение”. Потихоньку выходят из игры кинотеатры и кинопрокатные компании. Государственные киностудии отчаянно требуют увеличения государственной поддержки.

На этом фоне, сокращение актерских зарплат выглядит ерундой. Если не знать о том, что зачастую актерские гонорары отнимают до 50 процентов от общего бюджета фильма или сериала. Ранее максимальный актерский гонорар за съемочный день в телесериале мог составить 10 тысяч долларов. Сейчас звезды уровня Константина Хабенского, Сергея Безрукова, Владимира Машкова будут получать максимум 82 тысячи 270 рублей за один съемочный день (если, конечно, решение Ассоциации теле- и кинопродюсеров будет соблюдаться всеми игроками на рынке).

Впервые о зарплатах в кинобизнесе заговорили открыто. До этого момента самые успешные российские актеры только вздыхали, обсуждая голливудский “Клуб 20 миллионов”, но о собственных заработках скромно умалчивали. Впрочем, и сейчас вместо актеров их нынешние заработки комментируют их агенты, и комментируют уклончиво – дескать, с крупными звездами продюсеры все равно будут оговаривать гонорары отдельно.

Поэтому о сложившейся ситуации мы поговорили с Максимом Ухановым – финансовым директором кинокомпании СТВ.

– Как вы относитесь к тому, что Ассоциация теле- и кинопродюсеров решила всерьез сократить актерские гонорары?

– Я к этому прекрасно отношусь.

– И вас не смущает, что многие актеры уже начали жаловаться?

– А что, те, кто получал за съемочный день три-пять-десять тысяч долларов, еще и жалуются? У нас все-таки Россия, а не Америка. И в свое время рост гонораров был вызван отнюдь не требованиями рынка. Цены были взвинчены телевидением. Телесериалы хорошо продавались, деньги были, хорошие артисты тоже требовались – почему бы не заплатить им побольше? Но киноиндустрии телевизионные расценки кажутся совершенно неадекватными.

– Но я так понимаю, все бы и дальше продолжалось, и гонорары бы росли, если б не кризис?

– Кризис тут практически ни при чем. Сейчас рыночные условия таковы, что в кино народ идет не на актера, а на фильм. Сами посмотрите: еще три года назад Гоша Куценко снимался едва ли не в каждом фильме, который выходил в прокат. А сейчас его становится все меньше – приелся. Помимо примелькавшихся актеров, людям поднадоели и телесериалы, начался спад спроса в телепроизводстве. Раньше там все росло, как на дрожжах, снимались любые проекты. А сейчас, мы надеемся, что может наконец появится и какая-то конкурентная среда.

– Так у нас ведь есть и актеры, которые не надоедают, и сериалы нормальные, что, правда, редкость.

– Хорошие актеры нужны и востребованы по-прежнему. Но, согласитесь, когда артист снимается триста дней в году, а еще у него есть работа в театре, в рекламе – все это не способствует улучшению качества его работы. Кроме того, избалованности наших актеров помогли и их агенты. Они же у нас не работают так, как на Западе. Наши агентства, например, не несут никакой ответственности за то, что артист не явился на съемки, сорвал съемочный день, еще что-то. Задача агентов в основном это обеспечить актерам безбедное существование. Это неплохо, но развитию киноиндустрии помогает мало.

– А вы сами как считаете, какие гонорары должны быть у наших звезд?

– В советское время, к примеру, существовало такое понятие, как тарификация. Оно складывалось из разных составляющих: мастерство артиста, его востребованность у публики, достижения и прочее. Сейчас продюсеры определили новые адекватные ставки, исходя из похожих соображений, и я с этими суммами согласен. Кроме того, я считаю, что в авторском кино актеры в принципе должны работать бесплатно – такая работа только шлифует их мастерство. Также мне кажется, что за возможность сниматься у наших мастеров – таких как Михалков, Балабанов, Рогожкин – актеры должны еще и приплачивать. Пусть зарабатывают в сериалах, а в кино снимаются для души и удовлетворения своих творческих амбиций. В Голливуде такое частенько случается, когда маститые актеры поддерживают начинающих или независимых режиссеров (например, американский актер Харви Кейтел спонсировал съемки первого фильма Квентина Тарантино “Бешеные псы”. – К. Щ.), а у нас если и бывает, то очень редко.

– Но вместе с актерскими гонорарами понизили ставки звукооператоров и других участников съемочных групп. Это вы тоже считаете справедливым?

– Везде произошло сокращение бюджетов – это сейчас нормальное явление. В нашей стране кино никогда не было особо прибыльным и не являлось для участников процесса основным источником дохода. Поэтому нужно к этому адекватно относиться и просто снимать фильмы, если есть желание.     

Катя Щербакова

_______________________________________________________

Оплата актеров по версии Ассоциация телевизионных и кинопродюсеров
Категория актера, определяется послужным списком Максимальная ставка за один съемочный день, руб.
“Европа” (Внекатегорийные актеры) 82 270
I категория (не менее семи главных ролей) 56 290
II категория (не менее трех главных ролей) 17 320
III категория (не менее одной главной роли или не менее пяти ролей второго плана) 6 495
IV категория  (не менее пяти эпизодических ролей) 4 330
V категория (присваивается недипломированным актерам, не имеющим ролей) 2 165
VI категория (массовка) 361,122
Гонорар сценариста за одну серию полнометражного фильма  может составлять максимум 649,5 тыс. руб., телефильма – 281,4 тыс. руб., мини-сериала – 86,6 тыс. руб. Месячная зарплата звукооператора не должна превышать 60 тыс. руб., видеоинженера – 40 тыс. руб., бригадира осветителей – 67,5 тыс. руб.