Зачем Монферрана написали через одно «р»?

7 марта город и Петербургский метрополитен плюс еще архитекторы, строители, маршрутоукладчки сделали горожанам замечательный подарок. Открыв станцию метро «Спасская», перемешали прежние линии метро так, чтобы всем было удобно, а заодно довольно оригинальным способом пробудили в наших душах вздремнувший интерес к истории города и его выдающимся архитекторам. Черная неблагодарность была им ответом. Горожане показали себя, как запрограммированные машины, которые ничего хорошего не ждут и не хотят.

    В роли Алисы

Я и сам поддался было первой реакции. 10 марта, в первый рабочий день после праздников, двигаясь со станции метро “Черная речка” и, желая попасть на “Достоевскую”, чтобы оттуда дойти до редакции, я привычно вышел на “Сенной” и пересел на “Садовую”, привычно проехал одну остановку и ощутил то, что, наверное, ощущала Алиса, провалившаяся в кроличью нору. Зеленые колонны, сверкающий мрамор, отполированный, как паркет в танцевальном зале, пол. Заколдованный сказочный город. Ну и что, что попал не туда? Красота-то какая!

Как выяснилось, это была новая станция метро “Звенигородская”. Напряги я немного мозги, взгляни хотя бы на новую схему метрополитена, я мог бы перейти тут же на “Пушкинскую” и пройти те же полкилометра до работы, только с другой стороны. Но, как теперь я понимаю, ни один петербуржец так не поступает. Попав в непривычную ситуацию, он стремится как можно быстрее скатиться в серую колею обыденности. Так же и я.

Вышел, поехал обратно до “Садовой”,  попытался пересесть уже туда, куда надо, и снова ничего не получилось. Невидимый маг вел меня по пути от нужного к прекрасному. Подсознательно двигаясь по прежней схеме и ища переходы с “Садовой” до “Спасской” (так указывала схема), я ходил по кругу, пока не заметил, что посреди платформы есть еще один, пешеходный, доселе не существовавший переход. Хотя там стоит указатель, дающий понять, что это переход именно с “Сенной” на “Садовую”, из этого еще не понятно, что, попав туда, ты можешь добраться  на “Достоевскую” (нет, чтобы прямо на указателе написать – на “Садовую” и далее список всех станций, куда можно с нее доехать).
В итоге я попал туда, куда надо, т.е. на “Спасскую”, и тут снова оказался нейтрализован, сметен, обездвижен, потерян для созидательного труда. Меня сразила красота: отполированный желто-бежево-палевый мрамор с чувственными прожилками, выверенная рукою мастера пространственная композиция… Новый вход в Эрмитаж? Льготный? За 20 рублей? – догадался я.

    Уралов и Монферраны

На станции “Спасская” восторженных  почитателей таланта архитекторов и художников из мастерской Евгения Раппопорта, а также бывшего главного художника города Ивана Уралова и его соратников Репина и  Фомина, и, наконец, компании “Смальта Мозаика”, создававших все это подземное великолепие, оказалось много. Они тоже все ехали по своим делам, но, пораженные, остановились. На “Спасской” перед архитектурным панно “Зодчеству Петербурга”, увековечившим память примерно сотни лучших архитекторов Петербурга путем высекания имен на мраморе, был настоящий аншлаг.  Почему-то все обсуждали не красоту панно, а вырубленные в специально привезенном из Греции  мраморе фамилии. Их было около сотни, в хронологическом порядке.

Я спокойно проглотил Лидваля и споткнулся на неизвестном мне Васильеве. Из последних 16 знакомых оказалось мало –  только Перетяткович, Никольский, Гегелло и Троцкий. 

– Из этих новых, современных я только Фомина знаю, Игоря Иваныча, я с его внуком вместе в школе училась, – сказала соседняя дама. –  Из старых Руска не знаю. Кто такой?

Мы поговорили о портике Руска. Но большинство собравшихся перед панно  с интересом выискивали неправильно написанные фамилии. В этом было что-то от азарта золотоискателей или пыла разгадывателей кроссвордов. Как это обычно бывает, просочилась информация по радио, потом по телевидению, что что-то на этом панно не так написано.

Девушка: Шретер, мне кажется через два “р” должно быть.

Юноша: Не факт, мне кажется Мессмахер, но не Месмахер, хотя и Шретер, наверное, тоже.

Из примерно 10 опрошенных, у восьмерых были отличные друг от друга версии. И только два голоса было отдано в пользу Монферрана вместо Монферана. Обсуждали еще, почему у одних инициалы есть, а другим не удосужились. Люди спорили, ругались, снова мирились. Началась настоящая жизнь. Я, кажется, начал понимать, зачем все это было сделано.

На следующий день с официальным заявлением выступил Иван Григорьевич Уралов. Он говорил о том, что, если набрать фамилию Монферан в Яндексе, можно найти и такое написание и что еще предстоит разобраться, какое написание правильно. Многие восприняли это заявление всерьез, но я слишком хорошо знаю Ивана Григорьевича, чтобы не понимать, что он шутил. Конечно, это была заранее спланированная акция.

С официальным заявлением выступил Иван Григорьевич Уралов. Он говорил о том, что, если набрать “Монферан” в Яндексе, можно найти и такое написание и что еще предстоит разобраться, какое написание правильно .

Архитекторы и художники намеренно сократили написание некоторых фамилий, чтобы вызвать интерес к истории Петербурга, к его зодчим  – чтоб люди копались в справочниках, спорили, искали и в спорах о прекрасном отвлеклись наконец от мыслей о проклятом кризисе. А не было бы так называемых опечаток, не было бы и интереса. Затея удалась! Это бесспорно.

Спорных вопросов и без того хватает: почему, например, Жан Батист Валлен-Деламот (его на панно сократили до Деламота) при прочих равных заслугах на доске почета должен занимать больше места, чем Игорь Иваныч Фомин, дед одноклассника моей собеседницы. Только потому, что ему с фамилией повезло? Так можно дойти до полного абсурда и во всех концертных программках полностью писать все имена и отчества Моцарта –  Получится 33 слова. Ничего больше не влезет.

– Окончательное решение пока не принято, судьба Монферрана будет решаться в течение 1 месяца, – рассказала Юлия Шавель, пресс-секретарь Петербургского метрополитена. – Лучшие петербургские лингвисты и Всемирный клуб петербуржцев, в круг которого входят Иван Уралов и четыре последних главных архитектора города, обсудят вопрос, спросят горожан. Если решат, что это важно, художественная мастерская будет переделывать доску за свой счет.

    Вечные планы

С новой схемой движения метрополитена все уже ясно – несмотря на претензии некоторой части закостеневших петербуржцев, ее никто переделывать не будет. Действительно, интересы жителей Веселого Поселка ущемлены в ущерб интересам жителей Купчина. Посельчанам теперь придется больше терять времени на пересадках, Правобережная линия метро обрезана до “Спасской”, сокращена таким образом раза в два, и это уже окончательно. А в Купчино в дополнение к существующей тянут еще одну линию метро.

Но так и было запланировано изначально, линия от Старой Деревни должна была протянуться до Купчина, а на Веселый Поселок ее переключили временно, так как там в 80-е годы велось бурное строительство. Сейчас оно уже не такое бурное.

Действительно, пассажиров на новой станции “Волковская” пока мало. Мало кто спешит на кладбище. Но мысли о вечном приходят вместе с мудростью. Метрополитен малое количество пассажиров на “Волковской” не смущает, так как не ради нее и строилась новая фиолетовая ветка, в 2010-м планировалось продлить ее до станций “Бухарестская” и “Международная”, которые находятся уже во вполне оживленных районах Купчина, к 2012-му – до “Пр. Славы”, “Дунайского пр.”, “Балканской”, “Южной”. Планы остаются в силе (в отличие от сроков).

Еще к 2013 году фиолетовую линию собирались продлить от Комендантского проспекта до Юнтолова, где строится много нового жилья, и уже  в ближайшие 100 лет появится зоопарк. Уже сейчас на “Комендантском проспекте” давка, и, может быть, нужно было бы сначала продлять фиолетовую ветку сюда,  на север, а потом уже разгружать Купчино, где неплохо налажено движение маршруток. Но нынешний план развития метрополитена создавался в 1987 году, был утвержден году к 1990-му, когда еще никто не знал, что Приморский район станет таким популярным.  

А теперь большая часть тоннеля в сторону проспекта Славы и Купчина пробита, и забывать о нем было бы просто глупо.

Постепенно метро охватит все окраинные районы – к 2020 году дотянется до Ржевки и до Пискаревки, к 2015-му – до бывшей толкучки (рынок “Юнона”) на пр. Маршала Козакова и дальше на юг. Из-за дефицита денег сроки теперь будут переиграны, пока неизвестно насколько. Сейчас все силы брошены на ввод “Бухарестской” и “Международной”, а также на строительство самостоятельных выходов на поверхность у “Звенигородской” и “Спасской”. Открыть их к следующему году, как планировалось, очевидно, не получится, но год-два лишних ничто по сравнению с вечностью, на которую рассчитан Петербургский метрополитен.     

 

Алексей Орешкин

_____________________________________________________
 Схема развития линий развития метрополитена до 2020 года: