Если бы история с Анной Карениной случилась в наше время, она бы непременно стала предметом обсуждения в шоу «Пусть говорят». И все пришли бы к выводу: не того Лев Николаевич Толстой убил.
Вместе с тонким художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он читал, но подзабыл, про что там написано. После иностранной классики – «Винни-Пуха» – замахнулись на «Анну Каренину».
Сюжет напоминаем. Анна Аркадьевна Каренина, лет ей примерно 26, замужем за Алексеем Карениным, большим федеральным чиновником, бывшим губернатором. Он на 20 лет ее старше, все время работает на благо отечества. У них есть сын 8 лет. И вот Анна Аркадьевна влюбляется в ротмистра и флигель-адьютанта Алексея Вронского (он ее чуть младше, но уже начал лысеть). Каренина упорно изменяет мужу. Потом у них с Вронским рождается дочь. Все вроде хорошие люди, но мучаются – что делать, не знают: то ли пойти Каренину на развод с Карениной, то ли не пойти (развод в то время – дело сложное). Всем в итоге плохо: Каренину плохо без жены, Вронскому плохо с Карениной. Карениной вообще плохо – на нее косо смотрят. В итоге она бросается под поезд. Вронский отдает дочь на воспитание Каренину и уезжает на войну в Сербию.
В общем, прочитав это, поэт Некрасов (тот, который интересовался вопросом, кому на Руси жить хорошо) написал эпиграмму: «Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, / Что женщине не следует «гулять» / Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, / Когда она жена и мать».
Понято, что мы с Богорадом некрасовский подход не одобряем – он сексистский и унижающий женщин.
Как все было бы, если б история с Карениными – Вронским сейчас произошла? Представили мы с Богорадом пару Петросян – Степаненко. Петросян – уважаемый человек, но его жена Степаненко начинает изменять ему с молодым юмористом Галустяном. И что? Популярность всех троих только растет. Они радостно бегают на эфиры телеканалов и назначают новые концерты. Понятно, что основная драма толстовского романа в случае таких героев была бы в мучениях Петросяна – как поделить квартиры? выгодно давать развод Степаненко или лучше потянуть?
Тут Богорад сказал: стоп! Артисты – это все-таки не совсем то. Хорошо. Возьмем другую пару. Из высших сфер. В роли большого чиновника Дмитрий Песков, в роли его жены – Татьяна Навка. И вдруг она ему изменяет с капитаном ФСО (Вронский, по книге Толстого, флигель-адъютант, значит, в свите императора. Но звание у него невысокое – ротмистр, таким сидеть в присутствии царя не положено, в общем, вполне подходит для капитана из ФСО).
Тут, понятно, другие проблемы в романе были бы: как отреагировать такому большому человеку на измену жены с капитаном ФСО. Это же позор! Вот если бы она изменила с президентом или хотя бы с начальником ФСБ – то можно было бы пережить. А с капитаном – это унизительно. В процессе размышлений Песков понимает, что выход только один – завести жену круче Навки. Фигуристку Медведеву, например.
В общем, с героями в новом времени не трагедия, а фарс получается. Не мог бы Толстой в таких условиях роман написать. Поэтому трудно дается нынешней молодежи понимание толстовского текста.
Но тонкий художник Богорад считает, что молодежь легко поймет, что «Анна Каренина» – хорошая книга. Только надо было Толстому хеппи-эндом всё закончить: Вронский бросается под поезд, Каренина возвращается к мужу. И все живут долго и счастливо на благо России. А поэт Некрасов посрамлен.
С.Б.