Кто приделал крылья Виктории Кальватоне

В 1836 году в Италии была найдена античная бронзовая статуя. Она побывала в разных странах и в 1946 году была перевезена в Советский Союз в рамках компенсаторной реституции. Детальное исследование статуи после войны было невозможно, поскольку при советской власти она находилась в режиме особого хранения, когда доступ к экспонату был ограничен даже для сотрудников музея. Исследование произведения стало возможным после того, как совместными усилиями музеев России и Германии был выработан рецепт введения такого типа памятников в научный оборот.

Эту историю мы узнали из доклада Игоря Малкиеля, заведующего эрмитажной Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов, который был сделан на недавней научной конференции по неразрушающим методам исследования произведений искусства (конференция проходила «шапкой» VII Петербургского международного культурного форума, ноябрь 2018). «Город 812» расспросил Игоря Малкиеля о подробностях.

 

– Почему статуя называется Виктория Кальватоне?

– Кратко перескажу историю, которая воссоздана несколько лет назад совместными усилиями специалистов из России, Германии и Италии. Статую Виктории, точнее, ее фрагменты – голову, туловище, правую ногу и шар с надписью на латыни «Победе двух императоров – Антонина и Вера – М Сатрий Старший» – нашли в провинции Кальватоне. Время совместного правления Римом этих двух императоров – несколько лет в середине II века н.э.

Исследование и публикацию памятника осуществил Германский археологический институт – один из крупнейших научных центров, который был основан в Риме в 1829 году. В начале 1840-х годов статуя была приобретена Королевским музеем в Берлине и заняла свое место в экспозиции античного искусства. Но перед этим скульптура подверглась реставрации. Были дополнены утраченные детали и добавлены отсутствовавшие ранее крылья.

– Зачем что-то добавлять к уникальному античному произведению?

– В XIX веке были другие представления о принципах научной реставрации. На мой взгляд, это было сделано и потому, что крылатая Виктория была одним из символов Германии.

После этой реставрации со скульптуры была сделана гипсовая модель, которую потом копировали по заказам разных музеев. В частности, такая копия была сделана для Московского музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. Пушкина). Она находится в постоянной экспозиции. Забегая вперед, скажу, что при снятии копии мел просочился внутрь оригинальной скульптуры и мешал исследовательской работе. В конце Второй мировой войны советские войска нашли Викторию в подвале разрушенного англо-американской авиацией здания, где она стояла по щиколотку в воде. По-видимому, тогда железный каркас начал ржаветь.

– Когда вы получили статую в свою лабораторию?

– Около двух лет назад. Мы уже знали заключение отдела научно-технической экспертизы Эрмитажа, что Виктория содержит более поздние детали. Мы продолжили исследование скульптуры неразрушающими методами, в том числе внутри памятника.

– И отделили зерна античности от плевел XIX века?

– Оставьте иронию. Для исследований было использовано новейшее исследовательское оборудование (электронная и оптическая микроскопия, РФА, видеоэндоскопия высокого разрешения и т. д.). После тщательного изучения удалось выяснить, что античные детали сделаны из бронзы, поздние – из латуни. Разница в наличии в составе металла цинка, более 20%. Мы выяснили, что в XIX веке добавлены левая рука, держащая пальмовую ветвь, левая нога, кончик носа, пучок волос, голова зверя на шкуре, которой украшено одеяние Виктории, и некоторые другие мелкие детали. Найдено до 5 слоев позолоты разного времени.

– Их можно разделить хронологически?

– Это сделать очень сложно, но толщина двух верхних слоев больше предыдущих. Поэтому можно предположить, что это следы реставрации XIX века.

– В докладе вы упомянули про античных роющих ос?

– Не могу этого утверждать на все 100% , но в кисти правой руки обнаружили коконы с отпечатками крылышек роющих ос. Они могли там появиться в момент, когда скульптура находилась в земле. Роющие осы живут и сейчас, было с чем сравнить.

Для нас очень важна находка внутри скульптуры античной железной диафрагмы с отверстиями для крепежа каркаса.

– Почему вы уверены, что диафрагма античная?

– Железная диафрагма была вставлена во внутренний стержень при отливке памятника. Мы воссоздали на компьютере вероятный античный каркас скульптуры.

Крепеж XIX века – латунный, он скрепляет железный каркас XIX века, который установлен в скульптуре, в том числе для закрепления крыльев.

– Они тяжелые?

– Примерно по 15 килограммов, причем одно цельное, другое полое. Это мы обнаружили, когда их сняли. Причем Виктория с крыльями не могла держаться самостоятельно. Значит, прежде для крыльев существовал противовес.

– И где он?

– К сожалению, он не сохранился. Изучение шара показало, что к нему крепилась свинцовая подставка. Это подтверждают рисунки, сделанные во второй половине XIX века.

Кстати, на них рост богини – 136 см, сейчас она имеет рост 128 см.

– Куда делись 8 см?

– При повторной реставрации в конце XIX века изменили внутренний каркас скульптуры. Из-за этого высота памятника уменьшилась на 8 см.

– На какое время производится реставрация Виктории Кальватоне?

– На конец XIX века. Мы планируем максимально сохранить мельчайшие детали, включая органику, которая находится внутри памятника. Это тоже история и возможность продолжить в дальнейшем изучение этой уникальной скульптуры .

Выставка запланирована на 2019 год, покажем отреставрированную Викторию Кальватоне и представим всю историю, которую я вам кратко рассказал.

Вадим Шувалов