Как кризис сказался на бизнес-образовании?

Какое бизнес-образование может реально пригодиться в кризис? Как экономический спад повлиял на популярность обучения по программам МВА? Имеет ли смысл сейчас вкладывать немалые деньги в собственное бизнес-образование? Эти и другие вопросы обсуждались на «круглом столе», организованном журналом «Город 812».

Что такое МВА?

МВА – Master of Business Administration, самый престижный диплом в сфере бизнеса и менеджмента. Считается, что независимо от того,
в какой отрасли владелец такого диплома собирается применять свои знания, МВА поможет ему и эффективно работать, и обгонять конкурентов в беге по карьерной лестнице.

  В нем приняли участие руководители Высшей школы менеджмента СПБГУ, Высшей экономической школы СПб Госуниверситета экономики и финансов (ВЭШ СПбГУЭФ), Международного банковского института (МБИ), Международного института менеджмента (ИМИСП), Открытой школы бизнеса, Банка Сосьете Женераль Восток, Сбербанка России и исследовательской компании Begin Group.

        Кому нужны дипломы

До кризиса, по словам Дмитрия Павлова, директора по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП), менеджеры поступали в бизнес-школы, рассчитывая получить новые знания, более высокооплачиваемую работу, возможность разобраться в себе, своих бизнес-способностях, предназначении, перспективах.

Как на эти мотивы повлиял кризис?

 – В далеком 1996 году, когда я сам поступал на МВА, – продолжает Дмитрий Павлов, – мы руководствовались в основном личными амбициями. – В последние 2 – 3 года, когда многое в нашей жизни определяла благоприятная экономическая конъюнктура, многие кандидаты на обучение часто не могли четко сформулировать свои стремления. Понимали, что чего-то недобирают от жизни, имели финансовые возможности и рассуждали: “Ага, куплю-ка я себе МВА” (своеобразное проявление царившего в обществе “культа потребления”). После кризиса сценарии стали более рациональны: желание получить диплом МВА стало связано, прежде всего, с карьерным ростом, самоутверждением, стремлением обеспечить устойчивое положение в бизнесе.

С этим согласен и специалист по работе с бизнес-школами исследовательской компании “Бегин Групп” Антон Рягузов. Он уверен, что переход на рыночные рельсы в России так или иначе закончен, и теперь нужно довести отечественный рынок до цивилизованного уровня. В прошлом остались споры о том, элитарный или массовый продукт МВА – обладателей таких дипломов уже достаточно много и речи о какой-либо эксклюзивности нет.

– Во всем мире МВА – это высшая ступень бизнес-образования, системного и глубокого, которое может быть реализовано в практической деятельности. К тому же обладателю диплома оно поможет в продолжении карьеры с прицелом на ее резкое ускорение. В этом плане Россия не отличается от других стран, – говорит Антон Рягузов.

В последние 2 – 3 года, по наблюдениям Дмитрия Павлова, средний претендент на диплом был зрелым человеком 30 – 35 лет, уже сделавшим карьеру, но желающим еще чего-то достичь к 38 – 40 годам.

– Ожидания поступающих на МВА отличаются от ожиданий тех, кто поступает просто на второе высшее, – отмечает Татьяна Лебедева, декан факультета международных и магистерских программ Международного банковского института (МБИ работает совместно со Школой бизнеса Стокгольмского университета). – Взрослые, уже имеющие жизненный опыт студенты предъявляют особые требования к тому, кто их будет учить. Они хотят получить не только знания, но и комплекс навыков,  и связи в бизнес-среде. Кроме того, в нашем случае  студентов интересует возможность общения с европейскими специалистами, установление контактов за рубежом.

– У нас действительно особые требования к преподавателю – говорит Ольга Удовиченко, заместитель декана по программам для руководителей Высшей школы менеджмента СПбГУ. – Это не лектор, который просто будет делиться своими знаниями и опытом. Это человек, который, прежде всего, способен управлять аудиторией взрослых, умных, опытных людей таким образом, чтобы они могли получить максимум информации друг от друга. Это модератор дискуссии и, в общем, лидер в аудитории.

Понятно, что стать лидером над лидерами может далеко не каждый преподаватель. Такие в дефиците – не зря до 80% дохода бизнес-школ может тратиться на оплату их труда.

Качество образования – абсолютный приоритет в системе MBA. Насколько оно соответствует западным стандартам?

– Наши выпускники получают диплом Школы бизнеса Стокгольмского университета, – говорит Татьяна Лебедева (МБИ), – такой же, как и те, кто учился в Швеции. Чтобы его получить, надо соответствовать тем же требованиям. К примеру, оценку экзаменационным работам, написанным на английском языке, дает комиссия в Стокгольме, куда эти работы отправляют.

– Если взять топовые 10 программ МВА и посмотреть на набор базовых курсов, то, безусловно, он стандартизирован, – отмечает Ольга Удовиченко (ВШМ СПбГУ).

        Выбор школы

Рейтинга школ МВА, который позволил бы потенциальным студентам сделать формально обоснованный выбор, в России не существует. В частности, потому, что западные агентства, по словам Владимира Русинова, заместителя директора по маркетингу Высшей экономической школы СПбГУЭФ, “рейтингуют преимущественно школы full-time, каковых у нас в России в принципе нет”. Кроме того, на Западе не обладают полной информацией о российских школах. 

Виды программ MBA

Full-time MBA (аналог дневного обучения)

Является классической формой бизнес-образования на Западе. На программах full-time, как правило, учатся люди, средний возраст которых составляет 26 – 29 лет, а опыт работы – 4 – 5 лет. Полутора- или двухгодичные программы наиболее популярны в США. Главный недостаток таких программ – студент вынужден все свое время посвящать учебе и не работать. Большинство европейских программ MBA рассчитано на год. В России учеба с отрывом от производства наименее популярна – до последнего времени в стране создавалось 1 – 2 таких группы в год.

Part-time MBA (аналог вечернего обучения)

Part-time MBA не заставляет человека менять образ жизни. Учеба по вечерам позволяет сохранить работу и, как следствие, не терять в деньгах. Тем не менее, программы part-time не являются упрощенными – специалисты говорят, что part-time предполагает большую, по сравнению с full-time, интенсивность программы и большие нагрузки. Средний возраст студента такой программы еще несколько лет назад составлял 33 года, но затем стал уменьшаться.

Distance MBA (аналог заочного обучения)

Предназначено для тех менеджеров и собственников бизнеса, которые чувствуют острую потребность в новых знаниях, но не имеют возможности оставить бизнес. Обычно это самая старшая студенческая группа – многим студентам за 40. При такой форме обучения студенты поддерживают связь с преподавателями при помощи электронной почты. Получение степени MBA занимает три-четыре года. Сегодня лучшими онлайн-программами считаются те, которые предполагают краткие периоды очного обучения.

Executive MBA (аналог программ дополнительного образования для руководящих работников)

В последние несколько лет Executive МВА (ЕМВА) – программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления, – стала альтернативой классическим программам full-time и part-time. Безусловное преимущество этой формы состоит в том, что слушатель может сразу же применять полученные знания в работе и решать задачи, стоящие перед ним в данный момент. Наиболее популярная форма в России.

Почему бы в России не завести свой рейтинг?

– За те 10 лет, что я занимаюсь МВА, я понял, что это не так просто, – говорит Дмитрий Павлов (ИМИСП). – В российских условиях играет роль не столько рейтинг, сколько восприятие бренда  школы. Хотя это и трудно оцениваемый показатель. Все говорят “у нас классные преподаватели-практики”, “прекрасная история”, “западный диплом”. Но в российском бренде должен быть еще какой-то магнетизм.

И все-таки в России объективные оценщики есть. Это Международная ассоциация школ МВА (АМВА). Она аккредитует именно программы МВА, а не сами бизнес-школы. В Петербурге есть две школы со своими собственными аккредитованными программами (ВШМ СПбГУ и ИМИСП) и две школы, представляющие программы МВА своих зарубежных партнеров (ОШБ и Vlerick Leuven (бывш. “ЛЭТИ Лованиум”). Факт аккредитации АМВА программы МВА какой-либо бизнес-школы автоматически повышает статус последней.

Кстати, АМВА аккредитованы программы восьми российских школ.

Обычно мировые СМИ, пишущие о рынке МВА, используют для оценки бизнес-школ еще один критерий: насколько вырастет зарплата выпускника после получения диплома той или иной школы и за какой период, т.е. когда он возместит себе расходы на обучение. Рекорд принадлежит американскому рынку: выпускники одной из программ стоимостью $140 тысяч, заняв соответствующую диплому позицию в инвестиционном банке, отбивали расходы за полгода.

Чтобы разобраться с российскими показателями, надо понять, сколько стоят у нас такие программы.

По данным Владимира Русинова (ВЭШ СПбГУЭФ), разброс цен на программы МВА в бизнес-школах Петербурга достаточно велик: по данным 2008 года – от 6,5 до 26,5 тысячи евро за весь курс обучения. Широкий диапазон цен вызывается такими причинами, как известность бренда, ориентация школ на различные целевые сегменты потребителей услуг, различия в степени участия в программах высокооплачиваемых иностранных преподавателей-консультантов.

“Стратегия ВЭШ нацелена на то, чтобы сделать обучение на программах МВА доступным для широкого круга руководителей, поэтому мы сохраняем цены на среднем уровне”, – говорит Владимир Русинов.

Директор Открытой школы бизнеса Сергей Федоров говорит, что самые распространенные российские программы МВА делятся на 2 категории – академические (в вузах) и “западные” (в бизнес-школах либо созданные по западным аналогам). Первые стоят 4 – 8 тысяч евро, вторые – от 10 до 90 тысяч евро. На Западе программы стоят от 10 до 150 тысяч евро.

Конкретный пример: в ВШМ СПбГУ программа Executive MBA на русском языке продолжительностью 2 года стоит 950 тысяч рублей за весь период обучения. Dual Degree Executive MBA на английском языке (совместная программа с Высшей коммерческой школой Парижа – HEC Paris по модели “два диплома”)  продолжительностью 18 месяцев – 38 тысяч евро.

– Инвестиции в обучение – это инвестиции “в себя”, а значит, самые эффективные. Особенно в  современных условиях кризиса, – говорит Владимир Русинов. – В сущности, полученные знания и навыки – это потенциал, которым может воспользоваться каждый из выпускников МВА. Надо лишь суметь правильно им воспользоваться. Многие выпускники получают повышение в должности и, в конечном счете, за счет увеличения заработной платы обеспечивает возмещение денежных затрат за 1 – 2 года. Долгосрочный эффект, связанный с дальнейшим карьерным ростом, развитием собственного бизнеса, по-настоящему велик и многогранен, но измерить его каким-либо одним показателем невозможно.

По оценке Дмитрия Павлова, стоимость “приличной программы” МВА в России начинается от 17 – 18 тысяч евро. В отдаче инвестиций есть несколько временных перспектив. Можно говорить об окупаемости затрат на обучение в первые 1 – 3 года по завершении программы (за счет более высокой зарплаты). По многолетним наблюдениям ИМИСП, зарплата выпускников МВА увеличивалась в среднем в 1,5 – 2 раза по сравнению с той, которую они имели на момент поступления на программу. Впрочем, это было связано и с общим ростом рынка труда, имевшим место до недавнего времени.

– Но есть и более долгосрочные факторы, – соглашается с коллегами Дмитрий Павлов. – Они не измеряются простым “приращением зарплаты”. Это личностное развитие и деловые связи, которые приобретаются на долгие годы.

        МВА и кризис

По словам Ольги Удовиченко (ВШМ СПбГУ), перед кризисом оплата обучения в этой школе вышла на пропорцию “50 на 50”: половина учащихся платила за обучение самостоятельно, а за другую половину платили работодатели.

– Сейчас идет смещение пропорции в сторону слушателей: становится больше тех, кто платит за себя сам. Компании же сейчас предпочитают оплачивать более короткие программы”, – отмечает Удовиченко.

 В свою очередь, Татьяна Лебедева (МБИ) отмечает, что за последний год количество компаний, платящих за обучение своих работников, сократилось на 30%. В ряде случаев половину затрат компенсирует компания, а оставшиеся 50% возлагаются на студента.

В России продолжают действовать кредитные программы для учащихся МВА Банка Сосьете Женераль Восток. Его менеджеры удивлены чрезвычайно низким спросом на такие кредиты, хотя их весьма льготные условия после кризиса не изменились (в общих чертах они таковы: максимальная сумма – до 50 тысяч долларов или евро на 6 – 10 лет, процентные ставки в долларах 11 – 12%, в евро 11  – 13%, в рублях 11 – 14% в рублях; ставка 11% действует для тех образовательных кредитов, которые оформляются для обучения в вузах – партнерах банка).

Заместитель генерального директора Банка Сосьете Женераль Восток Егор Андриянов  недоумевает, почему спроса на обучающие кредиты нет (100 млн рублей, выданных в Петербурге, это, по его мнению, – ничтожно мало). Представители бизнес-школ предполагают, что еще недавно у работающих менеджеров хватало либо собственных, либо корпоративных денег, а сейчас появилось опасение, что можно потерять работу и кредита не отдать.

– Во 2-й половине 2008 года из частных лиц – посетителей выставок МВА 70% платили за обучение сами, – говорит Антон Рягузов (“Бегин Групп”). – Теперь на рынке МВА будет 25% спада.  Хотя сейчас как раз время, чтобы учиться.

По данным “Бегин Групп”, в последние 5 – 6 лет в России ежегодно получают диплом МВА около 6 тысяч человек, из которых 80% учатся в Москве. Много это или мало?

Всем представителям школ МВА очень импонирует заключение, сделанное фирмой McKensey: для решения критической массы проблем в России нужно выпускать до 30 – 35 тысяч обладателей диплома МВА в год. Так что перспективы у рынка громадные.     

 

 

 

Записал Алексей Крылов