При всем желании назвать выступление петербургского СКА в дебютном розыгрыше КХЛ успешным, язык не поворачивается. Команду причисляли к фаворитам, а она в плей-офф не выиграла ни одного матча, вылетев уже в 1/8 финала. Подводя итоги безрадостного похода за Кубком Гагарина «Город 812» обратился к президенту Федерации хоккея Санкт-Петербурга, вице-президенту Федерации хоккея России Александру Евстрахину.
– Многие расценили нынешний сезон СКА как провальный. Согласны?
– В прошлом чемпионате армейцы сыграли несколько лучше обычного, а сейчас – как обычно. Как в последние несколько лет. Конечно, на основании сделанных осенью громких заявлений, СКА был причислен к группе фаворитов, от него ждали большего. Но хотя надежда на успех в сентябре еще присутствовала, комплектование линии нападения внушало опасения уже тогда.
– Значит, прав был Максим Сушинский, когда в самом начале сезона, не стесняясь в выражениях, назвал селекцию проваленной?
– Да, Максим не погрешил против истины. Понимаете, система контрактов в СКА предусматривает систему бонусов. Вот только не индивидуальных, а командных. И что получается, Сушинский свою задачу выполняет, забрасывает шайбы, бьется, а бонусы ему все равно не светят. Максим не смог заработать, поскольку партнеры не поддержали его в силу своих технических или морально-волевых возможностей. Даже товарищи по тройке нападения. Костя Горовиков – хороший хоккеист, но этот сезон провел ниже своих возможностей. В конце сезона получил травму и выбыл из строя Нильс Экман. А остальные игроки атаки на роль лидеров не тянули. Взять хотя бы Сергея Брылина – это хоккеист третьего звена. Что вы хотите, он ведь в НХЛ забрасывал всего по шесть – восемь шайб за сезон.
– Но ведь не где-нибудь, а в НХЛ…
– Ну и что, чувство гола или есть, или его нет. Хоть в НХЛ, хоть в КХЛ. Если игрок возит рояль, то он не может на нем играть.
– Почему же не укрепились должным образом? Ведь по зарплатам (благо цифры – открытые) СКА входит в шестерку лидеров КХЛ…
– Лично я связываю селекционные просчеты со схемой управления в СКА. Она создана так, что без согласования с президентом клуба Александром Медведевым ничего не происходит. А Медведев занимает высокий пост в “Газпроме”, объективно отбирающий очень много времени. И руководит Александр Иванович СКА, можно сказать, в свободное от работы время. Остальные менеджеры самостоятельно принимать важные решения, даже требующие оперативности, не могут. Кроме того, у Медведева есть советники, которые не знают хоккейную “почву” Петербурга. Чтобы принять решение, необходимо получить максимум информации. А информацию по Петербургу из Москвы не собрать. Поэтому селекцией занимаются в отрыве от команды, от города…
– А главный тренер тогда на что? Барри Смит наверняка может сказать, какие хоккеисты ему нужны?
– Смиту тяжело, он находится в чужой стране. Ему мешает языковой барьер, да и загрузка по подготовке команды большая. Нужен грамотный тренер-селекционер. Причем человек, связавший или готовый связать свою жизнь с Питером на долгие годы. Приведу в пример Николая Пучкова. Москвич, он переехал в Ленинград, перевез сюда семью, определил наш город для себя как постоянное место жительства. Поэтому и работал здесь на перспективу. А если не только Барри Смит, но и его помощники за исключением Сергея Черкаса, даже тот же Юрий Леонов приезжают сюда лишь на какой-то период времени, грубо говоря, в командировку, а постоянно проживают в другом месте, долгосрочные перспективы питерского хоккея их не интересуют. Потому что в подсознании всегда живет “временность” пребывания в Петербурге…
– Дик Адвокат, простите, тоже не коренной петербуржец, а привел “Зенит” к победам в чемпионате страны и Кубка УЕФА. Может, вы излишне категоричны?
– Во-первых, Адвокат пришел не на пустое место – не на десятое или тринадцатое. Голландец принял “Зенит”, который перед этим брал Кубок России и выигрывал медали. Не следует забывать и заслуги Юрия Морозова, умевшего и любившего работать с молодежью и сделавшего большой задел. Да и сравнивать Адвоката со Смитом нельзя. Голландец раньше был “первым лицом” многих команд и давно доказал свою состоятельность в качестве главного тренера. А Барри никогда до прихода в СКА не принимал решения и высказывал свое мнение только тогда, когда у него это мнение спрашивали. Опыта самостоятельной работы главным тренером, в отличие от Адвоката или Гуса Хиддинка, у него нет. Смит только сейчас в Питере его приобретает…
– То есть во всем виноват Барри?
– Нет, конечно. Надо отдать Смиту должное, как профессионал в Питере он зарекомендовал себя очень хорошо. Но, понимаете, у него североамериканский менталитет и перестроиться на наши “рельсы” ему очень непросто. Можно вспомнить, как тренировавшему СКА на рубеже веков Рафаилу Ишматову ставилась в вину неспособность “зажечь” команду.
Почему он не мог ее “зажечь”? Да, потому что в Уфе, на прежнем месте работы Ишматова в этом не возникало никакой необходимости – команду “зажигали” болельщики, весь город, для которого “Салават Юлаев” был единственным светлым пятном. И, придя сюда, Ишматов не нашел нужных слов, когда команде требовалось сыграть через “не могу”, на морально волевых.
Так у Барри Смита подобного опыта нет и подавно, поскольку в Северной Америке хоккеисты впитывают важность игры в плей-офф едва ли не с молоком матери. Да и материальный стимул играет свою роль, после плей-офф, в зависимости от игры у хоккеистов пересматриваются контракты. У нас же контракт не привязан к результатам игроков. Конечно, я не читал оригиналы контрактов хоккеистов СКА, но информация, скажем так, просачивается. Так вот, лидер команды Сушинский, забросивший больше всего шайб, получает меньше некоторых партнеров по команде. Это с психологической точки зрения, поверьте, очень действует на хоккеистов. Давать большой контракт за прежние заслуги в НХЛ неправильно…
– Но тот же Дарюс Каспарайтис пропустил концовку сезона из-за травмы. Сломать-то можно любого…
– Я не спорю, он неплохой игрок. Просто физически в 36 лет бороться с 25-летним, да еще и более тяжелым соперником сложно. Если не невозможно. А в случае с Дарюсом идет внутренняя переоценка своих возможностей. Мол, 15 лет отыграл в НХЛ и все меня боялись, значит, и сейчас смогу все. Вы помните, как Каспарайтис получил травму? Он применял силовой прием против нападающего, но тот оказался крепче, и Дарюс сам получил повреждение, выбыл на три-четыре самых важных в сезоне месяца.
– Любопытная деталь, СКА вылетел в плей-офф от “Спартака”, где выступают не чужие Питеру хоккеисты Алексей Акифьев, Александр Дроздецкий, Валерий Покровский …
– Уход в начале сезона из СКА в “Спартак” Покровского – вообще отдельная тема для разговора. Зачем отдали игрока, который провел в команде больше десяти сезонов, а взяли на его место равноценного хоккеиста – Алексея Петрова? Только вот при объявлении фамилии Покровского питерские ледовые дворцы взрывались овацией, а когда называют Петрова – ведут себя спокойно…
– Однако раз люди приняли такое решение, значит, исходили из каких-то предпосылок…
– Не все принимаемые решения верны. Знаете, есть такая военная поговорка – если решение принято, значит, оно правильное. И тут не надо смеяться над тупостью военных, поскольку, когда идет бой, любое изменение решения принесет заведомо большие человеческие потери, чем выполнение заведомо неверного приказа. Вот только у нас здесь не война! Перед тем как отправлять Покровского в “Спартак”, надо было все взвесить и просчитать.
Что же касается поражения в серии, то оно закономерно. Прежде всего, эмоциональный наставник “Спартака” Милош Ржига сумел завести свою не такую уж и мастеровитую команду, заставить сыграть на пределе возможностей. Москвичи выложили на стол старую карту противостояния “Спартака” и “Зенита”, заменив “Зенит” на СКА. И это сработало – спартаковцы бились отчаянно, сражались как советские войска под Сталинградом… В моральном плане они были в этой серии на две головы выше армейцев. К тому же только три хоккеиста СКА набрали в регулярном сезоне больше 20 очков, а у “Спартака” это сделали 11 игроков. Получается, огневая мощь “Спартака” была в три раза выше армейской. Отсюда и плачевный для СКА результат.
– Вы не упомянули, что СКА в регулярном чемпионате пропустил вообще меньше всех. А это тоже чего-то значит.
– Да, за счет опыта защитников и неплохих действий Роберта Эша в воротах в обороне команда сыграла неплохо. Но в плей-офф Эш не выручил. Спору нет, американец – хороший, высокопрофессиональный голкипер, однако не относится к категории вратарей, способных выигрывать матчи. К этому выводу я пришел еще на прошлогоднем чемпионате мира в Канаде, когда он не смог помочь сборной США.
То же могу сказать про Дмитрия Ячанова, которого Смит не решился выпустить в плей-офф. Хотя у Ячанова и лучший в КХЛ процент отраженных бросков, в важных матчах у него проявляется неуверенность в себе.
Считаю, руководители СКА зря расстались с Максимом Соколовым. В нынешнем сезоне в Новокузнецке он доказал, что как раз способен проводить отдельные матчи через “не могу”, на очень высоком уровне. К тому же Максим – любимец питерской публики. А у нас в команде осталось не так и много своих воспитанников. Зато сколько питерских хоккеистов играет в других командах. В том же “Авангарде” выступают колпинские воспитанники Антон Малышев и Рома Сычев. У Ромы рост 192 см, косая сажень в плечах, данные для центрального нападающего прекрасные. Его бы вернуть в СКА, да целеноправленно заняться подготовкой…
– Что вы предлагаете, чтобы исправить кадровую ситуацию?
– Помимо хорошего тренера-селекционера, нужен целый комплекс мер. Мелочей в хоккее не бывает. Взять хотя бы методику подготовки. В Питере до сих пор пользуются разработками Валентина Быстрова и Николая Пучкова, сделанными 35 лет назад. Университет физической культуры имени Лесгафта новые, современные методики создает, но туда надо обратиться, потратить деньги. То же самое и с воспитанием молодежи. Если ничего не делать, лучше точно не будет. Мы, к примеру, предлагаем в самое ближайшее время провести сейчас турнир хоккеистов 1990 – 1992 годов рождения. Отобрать десять лучших, чтобы многочисленные наставники команд СКА позанимались с ними индивидуально. К августу несколько самых одаренных ребят уже подойдут к основному составу, начнут выходить в четвертом звене. Годик их еще обыграть, и они смогут брать инициативу на себя, станут неплохим подспорьем для коллектива. А если ничего не делать, то и ждать ничего.
– В последнее время пошли разговоры, что Дворец спорта “Юбилейный”, где часто проводит свои матчи СКА, близок к тотальному разрушению. Вы как генеральный директор “Юбилейного” можете объяснить, что случилось?
– Замечу сразу, никаких проблем нет. Откуда пошли такие слухи? Есть две версии. Первая – городской центр экспертиз предложил нам сделать экспертизу дворца бесплатно, а чтобы мы заказали более углубленную проверку за деньги, нас решили немножко попугать.
Вторая версия – борьба между ветвями семьи Запашных. В прошлом году тот цирк, который относится к Мстиславу Запашному, не очень удачно провел гастроли в Петербурге. Вот теперь и хотят запугать народ, дабы и к отпрыскам Вальтера Запашного в “Юбилейный” люди не пошли.
– Но постойте, есть же письмо 80-летнего архитектора дворца, где черным по белому написано об ошибках при проектировании…
– Все это бред, по моим сведениям – этот человек проектировал лишь вентиляцию в “Юбилейном”, а отнюдь не само сооружение. Кроме того, экспертизу мы проводим каждые пять лет, и она дает положительный результат. Да, “Юбилейному” уже больше сорока лет, ему требуются определенные регламентные работы. Но ничего критического нет, технические исследования показывают – все в исправном состоянии. Так что не беспокойтесь.
Денис Мостов