Что теперь будет с петербургскими памятниками – Новой Голландией и Апраксиным двором? Очевидно, что их реконструкция, за которую брались Шалва Чигиринский и Олег Дерипаска, откладываются как минимум на длительный срок.
По мнению специалистов, такой простой особенно печален для Новой Голландии – сейчас постройки XVIII века открыты всем ветрам и снегам.
Теоретически возможны три варианта развития событий: проекты будут заморожены, государство найдет бюджетные средства для реконструкции памятников, власти откажутся от ряда инвестиционных условий, в надежде сделать объекты более привлекательными для инвесторов (в случае с Новой Голландией – это отказ от строительства Дворца фестивалей, в случае с Апраксиным двором – отказ от сохранения шести десятков культурных объектов). Какой из этих вариантов наиболее реален? – спросили мы у экспертов по недвижимости.
Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН:
– Это очень дорогие, сложные и дорогостоящие проекты. Такие проекты реализуются в условиях стабильного роста экономики, когда на рынке есть дешевые финансовые ресурсы. Сейчас ситуация диаметрально противоположная. Поэтому эти проекты может спасти только государство. Либо они могут быть заморожены до лучших времен.
Предполагаю, что какие-то смягчения условий сейчас могут ухудшить социальную значимость проектов, но не сильно повысят его инвестиционную привлекательность. Если из “Новой Голландии” исчезнет Дворец фестивалей, это повысит привлекательность проекта в целом. Однако, учитывая сложность проекта в целом, возможность привлечения частного инвестора все равно вызывает сомнение.
Государство теоретически могло бы спасти эти объекты, но, скорее всего, власти не будут этого делать. Учитывая ситуацию, возврат к вопросу финансирования этих проектов произойдет не ранее 2011 – 2012 годов.
Сергей Федоров, директор по развитию Practis CB:
– Думаю, что изменения коснутся, прежде всего, сроков реализации проектов. Вряд ли концепция обоих проектов существенно изменится, их вывод на рынок в любом случае произойдет в послекризисный период. Другое дело, что имело бы смысл начинать проекты с реализации жилой функции, которая смогла бы обеспечить девелоперу денежный поток на первых этапах реализации проекта. Не случайно, например, проект “Театральный” Ruric AB, находящийся в непосредственной близости от Новой Голландии, пересмотрен в сторону увеличения объема жилья.
Вера Сережина, директор управления маркетинга RBI:
– Власть обладает собственной логикой, которую сама выбирает, и решает, что важнее сейчас. Для меня выше приоритет Новой Голландии как центра туризма, чем Апраксина двора.
Александр Гиновкер, директор Агентства недвижимости “Невский простор”:
– Думаю, что смягчение инвестиционных условий: например, отказ от строительства Дворца фестивалей в Новой Голландии или уменьшение количества охраняемых памятников в Апраксином дворе – поможет развитию проектов реконструкции этих памятников. И такой отказ возможен.
А вот реконструкция за счет бюджета – вряд ли. Могу привести пример: печально известная гостиница “Северная Корона” на набережной Карповки – 15 лет стоит в руинах, и город это не интересует. Но на обозримый период – реконструкции ни за какой счет, на мой взгляд, не будет.
Вадим Шувалов
_______________________________________________________
ДОСЬЕ:
Что происходит с Новой Голландией?
На днях истек месячный срок ответа на обращения ВООПиК (общество охраны памятников) в городскую прокуратуру по поводу ситуации с Новой Голландией. Обращался ВООПиК в прокуратуру, доказывая, что временный регламент застройки, разрешающий построить Дворец фестивалей по проекту Нормана Фостера высотой 37 метров, нарушает законодательство. 29 января, еще до вступления в силу Правил землепользования, состоялись Общественные слушания по этому регламенту в режиме минимальной информированности. В тот момент уже было известно, что Шалва Чигиринский ведет предпродажную подготовку проекта реконструкции Новой Голландии (работы на натуре остановились еще в сентябре 2008 года), и ему требуется утвержденный регламент застройки, позволяющий продать проект Фостера. Закон о режимах зон охраны запрещает дворцу превышать высоты соседних зданий, говорят в ВООПиК. Впрочем, будут ли строить дворец, как и все остальное в Новой Голландии, – неизвестно. Чигиринскому не удалось продать этот участок. А КГА разрешил продлить сроки разработки проекта планировки и проекта межевания территории Новой Голландии до 12 июня 2009 года. Что происходит с Апраксиным двором? События с Апраксиным двором были более бурными. Первые места в сводках новостей занимало известие о продаже Олегом Дерипаской Сулейману Керимову компании “Главстрой-СПб”, ведущей проект реконструкции Апраксина двора. По слухам, сделка состоялась с огромной скидкой, вызванной ее срочностью. О планах г-на Керимова относительно Апраксина двора ничего не известно. Неожиданная новинка состоит в том, что Смольный рассматривает предложение гендиректора “Главстроя СПб” Игоря Евтушевского о возвращении на несколько лет на Апрашку мелкооптового рынка. |