2 апреля в Петербург с официальным визитом прибывает патриарх Кирилл (Гундяев). Программа обширная: 3 апреля – служба в Вырице и в Духовной академии, 4 апреля – Смоленское кладбище, оба Владимирских собора и Новодевичий монастырь, который включен в программу по просьбе местной игуменьи, борющейся с высотками «Империала». 5 апреля – служба в Исаакиевском соборе и отъезд в Москву.
Патриарх приезжает в Петербург не с пустыми руками. Он только что, посещая Калининград, предложил назначить 12 июня, когда страна празднует День России, “днем рождения князя Александра Невского”, православного святого. Причиной для учреждения нового праздника является критическое отношение россиян к “дню независимости” России.
Патриарх уже изобретал праздники, пока не был патриархом. 23 сентября 2004 г. Межрелигиозный совет России (православные, мусульмане, буддисты и иудеи, без католиков), возглавлявшийся митрополитом Кириллом, предложили заменить 7 ноября на 4-е и назвать праздник в честь Казанской иконы Матери Божией “Днем народного единства”. Тут же случившийся 7 октября Архиерейский собор РПЦ озвучил это пожелание президенту. Правда, 9 ноября Госдума подумала и отклонила это предложение. Однако 16 декабря вновь передумала. Так, с 2005 года в России появился новый праздник, политическое содержание которого возобладало над историческим.
Напомню, что праздник 4 ноября возник в России в конце 1640-х гг. и был первоначально связан с принесением Казанской иконы в Москву. В 1869 г. профессор Московской духовной академии Петр Казанский (1819 – 1878) произнес речь “О времени сдачи поляками русским Кремля в 1612 году”, которая была впоследствии опубликована. В этой работе исследователь показал, что религиозные события 4 ноября не имели прямого отношения к освобождению Москву от бывших союзников-поляков. Продолжавшаяся после событий 1612 г. гражданская война в русском обществе эпохи Смуты, выступление Новгорода против избрания Романова (малоизвестный факт) и исторические альтернативы в начале XVII века плохо укладываются в рамки “народного единства”. Поэтому введенный недавно праздник 4 ноября стал выходным днем, но остался непонятным.
Этот неудачный опыт не учтен реформаторами современного календаря. И новое предложение патриарха о переименовании Дня России выглядит спорно. Стоит вспомнить, что церковная память Александра Невского официально празднуется РПЦ не единожды в год – 3 июня (подзабытый праздник второго обретения его мощей в 1989 г., некогда установленный покойным патриархом Алексием), 12 сентября (перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Петербург в 1724 г.) и 6 декабря (день его кончины в 1263 г.). К тому же память Александра Невского празднуется 3 июня (собор Карельских святых), 5 июня (собор Ростовских святых), 6 июля (собор Владимирских святых), 5 октября (собор Тульских святых), 1 декабря (собор Эстонских святых), в первое воскресенье после Троицы (день всех святых, в земле Российской просиявших), во второе воскресенье после Троицы (собор Новгородских и Петербургских святых), в начале ноября (собор Карельских святых). Еще с личностью Александра Невского связан один из дней воинской славы России – 18 апреля, когда случилось Ледовое побоище. Зачем еще надо праздновать “день рождения святого” 12 июня, совершенно непонятно.
Кроме прочего, мы очень мало и недостоверно знаем о жизни князя Александра Невского, особенно о его детстве и отрочестве. Дата его рождения нам даже неизвестна наверняка. Существующие в историях и житиях даты – 30 мая 1219 г., 30 мая 1220 г., ноябрь 1220 г., 13 мая 1221 г. – не могут быть принимаемы на веру. Попытка отметить в 1995 году 775 лет со дня рождения Александра была надругательством над историей. Скорее всего, родился он не ранее 1221 г. в Новгороде, где в то время княжил его отец, а не в Переславле-Залесском.
Нельзя с определенностью сказать, кто был небесным покровителем князя – Александр Египетский (9/22 июля), или Александр Римлянин (13/27 мая), или какой иной Александр. Даже его монашеское имя, к которому мы привыкли, – Алексий – появляется в житии лишь в XVI в. Именно тогда традиция нарекать человека при монашеском постриге с той же буквы, с которой начиналось его мирское имя, вполне сложилась.
Мы не знаем, и вряд ли узнаем, сколько раз был женат святой князь. Святому подобает единобрачие, посему эти подробности княжеской жизни явно замалчивались летописцем и агиографом. Летописи сообщают нам лишь об одном браке с полоцкой княжной. Однако Н. М. Карамзин в своей “Истории государства Российского” ссылается на предание о том, что во владимирском Успенском соборе, согласно надписям на надгробных плитах, были погребены супруга князя по имени Александра, его дочь Евдокия и некая Васса, тоже названная его женой. Нет ничего невероятного в том, что Александр, овдовев, женился вновь. Мы даже не можем с точностью сказать, кем именно была мать князя Александра Феодосия – Ростиславой, дщерью галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или дочерью рязанского князя Игоря Глебовича.
Таким образом, создавать новый миф о том, что Александр Невский родился 12 июня, – значит не любить русскую историю.
К сожалению, никого не смущает тот факт, что Александр совершенно точно не родился в этот день. И выяснить его настоящий день рождения в принципе невозможно. К тому же в православной русской традиции днем рождения усопшего считался день его кончины. Новая инициатива – не только разрушение старого календаря, созданного в постсоветской России. Это и попытка переделать календарь под себя. Именно на память Александра Невского Кирилл был избран патриаршим местоблюстителем, и под “четким руководством” Кирилла князь стал победителем конкурса “Имя Россия”.
Следующее наблюдение может показаться странным, но назначение петербургского святого Александра Невского является “антипетербургским актом”. 12 июня – день памяти преподобного Исаакия Далматского (это главный праздник Исаакиевского собора). А посвящен главный петербургский собор этому святому потому, что в этот день 1672 г. родился будущий Петр Великий. Боровшийся с западным влиянием князь вместо императора-западника – это серьезный исторический выбор.
Перед приездом в Петербург патриарх проведет первое в своей жизни заседание Синода. Естественно, на берегах Невы его будет встречать старый митрополит. Но стоит повнимательней приглядеться к той свите, что посетит Петербург вместе с патриархом.
Александр Мусин,
доктор исторических наук,
кандидат богословия