Надо быть очень плохим грибником, чтобы не использовать для пополнения своего лукошка такой замечательный повод – рост бивалютной корзины. Сотовые операторы – грибники хорошие. Потому тарифы на мобильную связь уже выросли, но так изящно, что многие этого не заметили. Независимые эксперты не видят причин для дальнейшего роста, но сами операторы такой возможности не исключают.
За границей лучше помолчать
Началось все с роуминга. Первым отличился “МегаФон”, что, в общем, закономерно – оператору, впервые наладившему сотовую связь на Северо-Западе, было бы грешно плестись в хвосте. Уже 10 февраля “МегаФон” поднял тарифы на международный роуминг, в среднем на 25%.
Теперь они таковы:
Тарифное направление | входящий | звонок звонок в Россию | sms |
Соседние страны | 46 | 54 | 19 |
Европа | 56 | 86 | 19 |
Северная и Центральная Америка | 100 | 156 | 19 |
Остальные страны | 100 | 125 | 19 |
Таким образом, стоимость исходящих вызовов в Россию из стран СНГ подорожала с 43 до 54 руб. за минуту, из Европы в Россию – до 86 руб. за минуту, от Обамы к Матвиенко (т.е. из Америки в Россию) – с 80 до 100 руб. Это бы еще ладно. Обидно другое – по версии “МегаФона”, Петербург европейской столицей не признается. Звонить из Петербурга в Петербург (т.е. внутри города) по-прежнему можно не за 86 руб., а всего за 1 – 6 руб./мин. Даже крохотный финский городок Миккеле по понятиям сотовых операторов считается Европой. Впрочем, Финляндии тоже должно быть обидно – ее не сочли соседней страной, под соседями понимается исключительно СНГ.
Объяснение росту цен “МегаФон” дал очень простое и логичное: “в связи с резким падением курса рубля к основным валютам (доллар США и евро), в которых установлены тарифы на роуминг наших абонентов в договорах с нашими зарубежными партнерами”.
С 17 февраля роуминг подорожал у “Билайна” (“Вымпелкома”), с 21 февраля – у МТС. В среднем – тоже на 25%.
– Составляя свои договоры с зарубежными партнерами, российские операторы несколько завысили стоимость доллара – до 29 руб., хотя реально он тогда стоил 24 руб., а сейчас, когда он уже 35 – 36 руб., начали компенсировать свои потери, – объясняет Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства “Неделя сотовых технологий”. – Иногда тарифы на роуминг повышаются в скрытой форме. Так “Теле 2” недавно убрало посекундную тарификацию начиная со второй минуты. Конечно, человек не следит, когда он проговорил 59 сек. В среднем при разговоре более 1,5 мин. это означает фактическое увеличение тарифа на 30%.
Все сотовые операторы не преминули отметить свой гуманизм – бивалютная корзина с октября 2008-го выросла на 40%, соответственно, они стали платить своим зарубежным партнерам непропорционально больше, чем мы им. Впрочем, это так и должно быть – ведь стоимость роуминга складывается не только из того, что платит сотовый оператор своему зарубежному партнеру. Подняв тарифы на 40%, они бы признали, что сами вообще ничего не делают.
Из скромности операторы умолчали еще об одном неоспоримом факте: тарифы подняты так, чтобы способствовать развитию эпистолярного жанра, и, как следствие, литературы и культуры во всей стране. Стоимость sms осталась относительно низкой. Одну эсэмэску, в которую влезает около 5 – 6 слов, можно набирать никак не меньше одной минуты. При этом вы платите всего лишь 19 рублей, заодно оттачивая способность выражаться лаконично, а не треплясь бездумно по трубке.
В sms-пространстве Петербург приравнивается к Европе, что, очевидно, следует считать официальным признанием заслуг Н. В. Гоголя к его юбилею.
В общем, с роумингом все понятно и логично. Упрекнуть операторов ни в чем нельзя, разве что в искусственном охлаждении международных связей, развязывании холодной войны, опускании очередного железного занавеса и пр. Но этим пусть президент Медведев занимается.
Как плохо быть консерватором
Тарифы на внутреннюю связь изменились гораздо хитрее. Так что сразу и не поймешь, выросли они или, наоборот, уменьшились. Так что только очень большие специалисты могут делать прогнозы на обозримое будущее.
На ниве внутреннего общения первым отличился желто-полосатый. 27 февраля “Вымпелком” (“Билайн”) повысил стоимость целого ряда своих тарифных планов сразу в 1,5 – 2 раза, что, конечно, никакой инфляцией не объясняется. Нет в России такой инфляции и быть не может.
Для абонентов Москвы и Московской области, сидящих на тарифе с говорящим названием “Область 2,0”, стоимость первой минуты разговора для находящихся в области выросла с 2 руб. до 4 руб. Что логично. Московская область, конечно, еще не достигла таких успехов, как Ленинградская, но всякий уважающий себя моркововед или свинопас давно уже зарабатывает больше биржевого брокера в центре столицы. Студенты, прожигающие жизнь в ночных клубах, конечно, таким похвастаться не могут. Поэтому явно рассчитанный на молодежь тариф “Монстр общения” с 2,75 руб. вырос только до 3,25 руб./мин. (+18%). Такой рост уже сравним с инфляцией и непомерным ростом стипендий. Но “Вымпелком” эту простую версию опроверг, разослав официальное сообщение:
“В ряде СМИ появилась информация, что компания ОАО “Вымпелком” повышает цены. В связи с этим пресс-служба ОАО “Вымпелком” заявляет, что данная информация вводит в заблуждение абонентов компании и рынок. Изменение ряда тарифных планов (7% от общей базы тарифов) связано с выводом на рынок нового тарифного предложения “Твои правила”. Сохранение баланса цен между старыми тарифными планами и новыми предложениями… является нормальным бизнес-процессом для всех операторов…”
В общем, объяснение логичное. Всякий моркововед, хотя бы изредка продающий выращенную морковь на рынке, должен понимать, что прошлогодняя морковка, как всякий антиквариат, должна стоить дороже. А если он выводит на рынок новый продукт – морковку этого сезона, он просто обязан продавать его за копейки. Как нечто еще никому не известное и никак себя не зарекомендовавшее.
Действительно, “Билайн” поднял цены только на старые свои тарифы, давно существующие и морально устаревшие. Такие тарифы есть у всех операторов.
Некоторые пользователи остаются на старых тарифах совершенно сознательно. Но есть и те, кто за тарифами вообще не следит. Не замечают новых разработок, не читают новостных рассылок от своего оператора, не лазают на его сайт и вообще черт-те чем занимаются – работают, растят детей, ершей на блесну ловят. Тем самым они выказывают крайнюю степень неуважения к работе маркетологов и вообще к прогрессу. И таких абонентов операторы наказывают, что и сделал “Вымпелком”, подняв т.н. архивные тарифы (те, на которые сейчас уже подписаться нельзя). Таких архивных тарифов у “Вымпелкома” аж 30.
Обнаружив среди них действующий тариф, номинированный в долларах (“Стандарт 1” – $0,11 исходящие на свои мобильные, $0,22 – на чужие), мы чуть было не заподозрили “Вымпелком” в криминале: как известно, вот уже несколько лет, как торговать в России чем-либо, указывая цену в долларах, нельзя, можно писать ее в у.е., но при этом тут же рядом указывать в рублях или чему равна 1 у.е.
На официальном сайте “Билайна” тариф “Стандарт 1” номинирован только в долларах, однако есть ссылка на более подробное описание тарифа, и там уже, кроме цен в долларах, указаны цены в рублях. Так $0,22 за минуту исходящих по курсу “Билайна” означает 7,45 руб. (т.е. 1 билайновский доллар стоит 33,86 руб.). Есть еще описание средней подробности, где тарифы тоже указаны только в долларах… Поскольку в законе о защите прав потребителей не указывается, насколько близко от цен в у.е. должны быть цены в долларах – на том же ценнике или в километре от него, получается, что все требования соблюдены. Менять информацию на своем сайте и, соответственно, курс доллара “Билайн” может хоть каждый день. Так что фактически это и означает переход на цены в $. Обладатель такого архивного тарифа, не заглядывающий регулярно на сайт, может об этом и не знать. Таким образом, цена для него может все время расти, а он, сам того не ведая, начинает ее платить.
На номинирование тарифов в $ никто, кроме “Билайна”, пока не отважился. Но смену стоимости при сохранении того же названия тарифа применяют многие операторы. Такая возможность, как правило, заложена в договорах на обслуживание, которые никто внимательно не читает. Но это лишь один прием скрытого повышения тарифов.
Автоматически согласные на все
Еще один прием тайного увеличения, который сейчас активно применяется – в тариф по умолчанию закладывается ряд необязательных платных услуг, т.н. “основной пакет”. Так я, например, уже около года пользуюсь тарифом “МегаФона” “Люкс 500”, но только сейчас заметил, что в основной пакет новой версии этого тарифа (действует с 10 марта 2009-го) заложены аж три услуги по умолчанию – “всегда на связи”, “живой баланс” и “замени гудок”. Стоимость этих услуг в общей сложности – 99 руб., т.е. почти 20% от общей стоимости тарифа (500 руб.). Были эти услуги заложены в тариф по умолчанию и раньше или это случилось только 10 марта, не помнят и в самом “МегаФоне”.
– Услуги существуют разное время, – сообщили в пресс-службе “МегаФон Северо-Запад”. – Например, “Всегда на связи” несколько лет, “Живой баланс” и “Замени гудок” с прошлого года. Было по-разному.
От услуг по умолчанию можно отказаться. Если вы сделали это в течение 2 недель после подключения к оператору или с момента перехода на данный тарифный план, абонентская плата за первый месяц предоставления услуги не взимается, и при переходах на другие тарифы автоматически уже не подключается. А если вы не заметили и не отказались – пеняйте на себя. Ситуация в чем-то похожая на ценники в обменниках. На светящемся табло и крупными цифрами указан курс при обмене не менее $1000 без упоминания об этом (на экран не влезло, что поделаешь), при ближайшем рассмотрении оказывается, что цена выше, если меняешь меньше. С этим явлением одно время пыталась бороться Федеральная антимонопольная служба, но в итоге плюнула.
– Оператор предлагает абоненту протестировать услуги. Если он поймет, что с точки зрения цена/качество они ему не выгодны, он может отказаться от них, – объясняет Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО “МегаФон”. – При подписании договора на обслуживание необходимо обращать внимание на все пункты. Мы рекомендуем абонентам внимательно читать договор и условия оказания услуг связи, изучить тарифный план перед подключением, воспользоваться информацией, размещенной на нашем сайте, или услугами консультантов в офисах продаж и обслуживания. Этому правилу необходимо следовать во всех случаях жизни, когда мы что-нибудь подписываем.
Таким образом, становится ясно, что включение ряда необязательных услуг в тариф по умолчанию – не способ заработать побольше, а исключительно полезная для людей воспитательная мера. Одно дело, когда речь идет о лишних 100 рублях. Но ведь люди так же, не глядя, подписывают и договоры о продаже недвижимости и в итоге вместо городской квартиры оказываются в полуразвалившейся халупе на окраине Ленинградской области. Если не начать их учить с малого, станут вообще бомжами.
Что касается меня, из трех услуг по умолчанию я бы отказался только от одной, самой дорогой, если б знал о ее существовании, – “Замени гудок” (45 руб./мес.) – это когда звонящий, пока ты не ответил, вместо гудка слышит какую-нибудь заставку. Есть у меня один такой товарищ – вместо него я регулярно слышу речь Ленина на одном из первых съездов ВКПб. Я бы на такое не решился. Это ж умышленный обман – человек думает, что сейчас поговорит с умным человеком, можно сказать, с выдающейся личностью, а в итоге попадает на черт-те кого.
Хотя я так и не понял, какими услугами по умолчанию на протяжении какого периода времени пользовался, понял другое – для меня стоимость услуг на тарифе “Люкс 500” с 10 марта все-таки уменьшилась – если раньше я платил 750 руб. за 500 минут в месяц авансом, то теперь, наоборот, за 500 руб. буду получать 750 минут разговоров. Такого не было даже год назад, на протяжении первых двух месяцев существования тарифа, когда искусственно стимулировалось подключение к нему – плата тогда составляла 500 руб. за 500 мин. Улучшились условия и на нескольких других тарифных планах из серии “Люкс” – “Люкс 1000”, “Люкс 250”, просто “Люкс”. Касается это, однако, только тарифов с предоплатой – когда человек платит за месяц вперед, рассчитывая проговорить энное количество минут, а если не проговорит – деньги не возвращаются, минуты не накапливаются.
Такие тарифы есть у всех операторов. Интерес к ним понятен – получая недорогие минуты, клиент кредитует сотового оператора без процентов. И это сейчас очень нужно операторам, чтоб отдавать свои собственные долги по кредитам в валюте, которые брались, чтобы расширяться, давить конкурентов по зоне покрытия и качеству связи.
У “Вымпелкома” долги сейчас самые большие – $9,5 млрд, у МТС – $3,7 млрд, а “МегаФон” закончил первое полугодие 2008 года с положительным сальдо, “Теле 2” вообще не брал кредитов. В какой-то мере на это можно ориентироваться, прогнозируя дальнейшее повышение цен. Не случайно “Вымпелком” первым поднял цены на местную связь.
– Долги по кредитам теперь наша общая головная боль с операторами, – считает Денис Кусков, генеральный директор агентства “Неделя сотовых технологий”.
Однако долги – не единственный показатель.
Что будет дальше
Разница в ценах на одни и те же услуги у разных операторов – колоссальная. Например, от 1 до 6 руб./мин. за исходящие на тарифах без абонентской платы.
Как ни странно, цена и даже качество связи – не главный аргумент при выборе оператора.
– Статистические опросы показывают, что, выбирая оператора, абонент прежде всего ориентируется на свое окружение – каким оператором пользуются друзья, семья, коллеги. Цена стоит на втором месте среди прочих критериев, – рассказывает Маргарита Горбачева.
Выбрав оператора однажды, среднестатистический петербуржец, как правило, редко и неохотно его меняет.
– В среднем число перебежчиков у всех операторов, кроме “Теле 2”, составляет 15 – 20%, – рассказывает Маргарита Горбачева. – В рамках кризиса ситуация меняется. Абоненты стали больше внимания обращать на цены.
– Конкуренция на рынке мобильной связи достигла того уровня, когда один оператор уже не может поднимать цены без оглядки на конкурентов. Если МТС, например, это сделает – это будет для них анти-PR. Они начнут терять клиентов.
Тем не менее, разные аналитики предсказывают рост тарифов на мобильную связь еще на 50 – 90% в течение ближайшего года. Чаще называется цифра 50%.
– За три последних месяца с учетом всех скрытых повышений операторы увеличили тарифы на 30 – 50 руб., или на 20%. Такая ситуация у всех. В ближайшее время если они и поднимут цены еще, то только все вместе, синхронно, – считает Денис Кусков. – Но договориться им очень сложно. У всех ситуация разная, у кого-то есть долги, у кого-то нет, кто-то закупил достаточно аппаратуры и клиентов, кому-то она нужна прямо сейчас. Если договоренность будет достигнута, любой оператор нарушит договор, как только придумает какое-то новое конкурентоспособное предложение. Все зависит от макроэкономической ситуации. При сегодняшнем курсе $ я не вижу какой-либо тенденции к повышению тарифов. Средние затраты на мобильную связь в Петербурге – $12 – 13, в Европе – $20. На каждого человека из тех 6,3 млн человек, что составляют население Санкт-Петербурга и Ленобласти, кроме детей до 6 – 7 лет, еще не способных держать телефоны, и совсем старых, приходится по 1,7 сим-карты. Как правило, одна основная, которой он все время пользуется, и одна дополнительная. Это уже огромный охват связью. Среди пользователей сегодня уже и учителя с зарплатой в 4000 руб. И это один из самых главных сдерживающих факторов.
– В кризисной ситуации мы тем более стараемся сохранить лояльность своих клиентов, поэтому переводить тарифы в у.е. и повышать не хотим, – рассказывает Маргарита Горбачева (“МегаФон”). – В ближайшей перспективе необходимости для увеличения тарифов нет. Но поскольку в сложившихся обстоятельствах делать долгосрочные прогнозы стало практически невозможно, поэтому однозначно утверждать, что мы не станем увеличивать тарифы ни при каких обстоятельствах, невозможно.
И “МегаФон”, и “Вымпелком” утверждают, что однозначно повысят тарифы, если курс валюты вырастет в 10 раз. Промежуточных оценок не дается.
Узнав о повышении тарифов “Вымпелкомом”, министр связи Игорь Щеголев заявил, что министерство и ФАС (Федеральная антимонопольная служба) будут принимать меры в случае картельного сговора операторов, например, наложат штраф в виде процентов от выручки.
– Зная ведомство господина Артемьева, на это вряд ли можно рассчитывать, – полагает Денис Кусков. – Такие заявления делались неоднократно, реально оштрафовали только одну нефтяную компанию.
В Белоруссии с этим жестче, хотя меры – антирыночные. В конце февраля Министерство экономики Белоруссии направило своим операторам мобильной связи письмо с требованием вернуть тарифы на уровень начала 2009 года (повышение с тех пор составило 18%), пригрозив, что в противном случае включит их в список монополистов со всеми вытекающими (штрафы, повышение налогов и т.п.). Белорусский филиал МТС вернул цены на прежний уровень. Это уже не первый случай, когда Белоруссия показывает свое преимущество перед нами. Если и дальше так пойдет, придется переезжать в страну зайчиков. Вот только как волку жить среди них?
Алексей Орешкин