После аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» наблюдатели задались вопросом – когда же отправят в отставку главу Роскосмоса Дмитрия Рогозина? Но его не отправят.
Хотя авария с кораблем «Союз», случившаяся 11 октября, закончилась хэппи-эндом – оба члена экипажа чудом спаслись, она имеет самые серьезные последствия.
Перспективы дальнейших полетов к МКС под вопросом: «На 20 декабря был запланирован следующий пилотируемый полет, но это было до ЧП, а теперь этот старт может быть задержан или отменен», – говорит экс-сотрудник Роскосмоса Сергей Горбунов.
Глава НАСА Джим Брайденстайн постарался смягчить постигшее участников совместного проекта разочарование: «Авария ракеты-носителя – первый подобный российский инцидент в постсоветскую эпоху». И добавил, что «не каждая провалившаяся миссия заканчивается так успешно», имея ввиду спасение экипажа «Союза». Однако аналитик BBC Джонатан Амос считает, что отношения между Роскосмосом и НАСА после инцидента могут стать более напряженными. Особенно если учесть, что уже со следующего года НАСА начинает тестировать новые модели космических кораблей SpaceX и Боинг – это очевидный шаг к постепенному прекращению использования «Союзов», а значит и к избавлению от российской монополии на комические грузо- и пассажироперевозки.
Владимир Путин сохраняет невозмутимость по поводу произошедшего инцидента. Кроме сообщений пресс-секретаря Дмитрия Пескова о том, что глава государства получил необходимую информацию и внимательно следит за развитием событий, никакого другого отклика из Кремля не последовало.
Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, едва успевший освоиться на новом теплом месте («Роскосмос» стал ссылкой для бывшего вице-премьера Дмитрия Рогозина – он возглавляет его с конца мая 2018 года, но и до этого курировал космическую программу как вице-премьер. На Федеральную космическую программу в период с 2016 по 2025 годы была выделена космических масштабов сумма – 1,521 трлн. руб.), нашел в приключившейся аварии положительную сторону: «Блестяще сработала система аварийного спасения».
Впору вспомнить, что свой путь на космическом поприще Рогозин начал с громких заявлений о «космической экспансии», о необходимости избавления госкорпорации от бездельников и о наведении тотального порядка. Однако ведомственный воз пока и ныне там: ряд неэффективных предприятий, несколько проектов – Русь-М, Ангара и Союз-5, – начатых и не доведенных до конца, волокита согласований между множественными инстанциями, приводящая к бесполезной трате средств, – так выглядит космическая отрасль России на сегодня.
Ждет ли Рогозина отставка?
По крайней мере, в ближайшее время – нет. Отвечать придётся «сошкам» помельче – инженерам, технологам, сборщикам.
«У него [Рогозина], – полагает политолог Дмитрий Журавлев, – как минимум полгода есть в запасе: если за это время ничего не рухнет, не взорвется и не упадет, то можно будет считать, что в российском космосе началось наведение порядка».
Кремль стремится как можно скорее загасить информационный резонанс от случившегося – шумное фиаско роскосмической «одиссеи» было срочно «прикрыто» на центральных телеканалах другими информационными поводами, ближайшим из которых стал ночной дебош футболистов Мамаева и Кокорина. Одним словом, ради того, чтобы куплеты про прекрасную маркизу продолжились, Дмитрий Рогозин уцелеет в кресле капитана Врунгеля из отечественной космической регаты.
Полина Никифорова