Почему взорвали Ленина на броневике у вокзала?

Взрыв памятника Ленину на площади Ленина в культурологическом плане надо рассматривать в контексте аналогичных по результатам действий властей, которые, начиная с 1990-х годов, активно избавляются от памятников Ленину и не препятствуют этому процессу, идущему стихийно. Давно следовало бы создать «парк тоталитарной эстетики», куда перевезти демонтированные монументы и расположить их, как в музее. В Москве такой парк есть.

  У нас все делается точно наоборот: памятники Ленину либо официально снимаются с постаментов и бесследно исчезают на складе, либо их тайно выбрасывают новые владельцы территорий, либо они физически уничтожаются и никто потом не находит вандалов.

Это задает новую систему ценностей: памятники Ленину, эпидемически демонтируемые, начинают считаться просто хламом, металлоломом, не дотягивая даже до “винтажа”. И все это в сумме имеет огромное воспитательное значение, не компенсируемое никакими памятниками царям, сколько бы их ни расставляли по городу в монархической лихорадке. В двух случаях уничтоженные памятники восстановили, но открытие их проходит втайне, его не показывает ТВ, о нем не пишут газеты.

Не удивительно при таком отношении, что взорвали памятник Ленину, стоящий в самом центре: ведь тех, кто уничтожил памятник Ленину в Пушкине пять лет назад, не нашли, а, как многие считают, и не искали. А открытие восстановленного в Пушкине памятника Ленину зафиксировала только газета “Мой район” – в своем  пушкинском выпуске.
 
        Список утрат

Вот далеко не полный перечень утрат, касающихся только памятников Ленину.
1 июля 1993 г., ночью, был демонтирован бюст Ленина работы скульптора Л. Месса, стоявший на Московском вокзале. Бурные митинги протеста и пикеты продолжались несколько дней. Объект бесследно исчез на складе.

15 июля 1994 г.
бюст Ленина работы скульптора В. Сычева (1917 – 1995) и архитектора С. Одновалова, с 1980 года стоявший возле стадиона им. Ленина, был в связи с подготовкой к Играм доброй воли демонтирован и сдан Музею городской скульптуры. Потом на этом месте появился бюст Петра работы В. Горевого, вскоре украденный, а бюст Ленина в 1998 г. из Музея городской скульптуры был отправлен в г. Полярные Зори Мурманской обл. в ответ на просьбу Думы Мурманской области (что было санкционировано губернатором СПб В. Яковлевым; акт безвозмездной передачи на постоянное хранение датирован 18 мая 1998 г.).

Исчез памятник “Ленин в кресле” работы С. Меркурова (1881 – 1952), стоявший с 1932 г. перед центральным входом в Политехнический институт (дата демонтажа и дальнейшая судьба объекта из бетона мне не известна). Любопытно, что здесь стоял оригинал, и его уничтожили, а копия по-прежнему стоит у здания дирекции Ботанического института (Аптекарский пр., 1).

Демонтирован памятник Ленину, стоявший с 1955 г. на территории совхоза “Пригородный” (Парголово, ул. 1-го Мая). Это первый памятник Ленину в Ленинграде работы Г. Ястребенецкого.

В конце марта 2004 г. демонтировали памятник Ленину, стоявший на территории “Адмиралтейских верфей”, – в связи с устройством мемориала, посвященного 300-летию предприятия. При демонтаже статуя из бетона была уничтожена.

В ночь с 4 на 5 апреля 2004 г. в Пушкине памятник Ленину (кстати, охраняемый государством) был измазан чернилами. Реакции властей и милиции не последовало. Памятник находится в ста метрах от прокуратуры и в ста пятидесяти метрах от милиции. В ночь с 5 на 6 апреля 2004 г., в канун Благовещения (7 апреля), этот же памятник Ленину был разрушен вандалами, с помощью ручной лебедки опрокинувшими бронзовую фигуру (при падении она разломалась на части) и трехметровый пьедестал. В результате памятник разбился по монтажным швам, скульптуре ломом изувечили голову, а на пьедестале была сделана надпись (краской), намекающая на национальное происхождение Ленина и захоронение убитого большевиками настоятеля Екатерининского собора Иоанна Кочурова: “Бланк стоит на мощах”. Акт вандализма, вследствие которого памятник Ленину исчез с бывшей Соборной площади, – по-видимому,  итог многолетней борьбы православной церкви за освобождение площади от монумента и восстановление здесь Екатерининского собора.

В итоге исполнителей акта вандализма не нашли. Уничтоженный памятник Ленину работы З. Азгура (1908 – 1995) восстанавливать не стали, он так и остался грудой обломков, а на новом месте в г. Пушкине  7 ноября 2006 г. был открыт памятник Ленину работы В. Пинчука  (1908 – 1987), ранее стоявший в Таврическом саду и демонтированный 21 июля 2000 г. (после этого он лежал на складе Музея городской скульптуры).

В том же 2004 г. на наб. Мартынова случайно обнаружилась статуя Ленина,  ранее стоявшая на территории завода “Вулкан” и уже предназначенная в металлолом (памятник был установлен на заводе в 1936 г.,  автор статуи В. Козлов (1887 – 1940). В 2003 г. компания “ЛЭК” приобрела промплощадку завода “Вулкан”). Дальнейшая судьба скульптуры неизвестна.

В октябре 2005 г. была демонтирована статуя Ленина работы Н. Томского (1900 – 1984), с 1949 г. стоявшая в нише фасада Варшавского вокзала, в связи с работами по перепрофилированию вокзала в развлекательно-торговый комплекс “Варшавский экспресс”. Статуя Ленина состояла на учете (инвентарный № 020060) вагонного депо Санкт-Петербург-Варшавский; была демонтирована, принята на временное хранение Музеем городской скульптуры  и отправлена на склад.

В 2005 – 2006 гг. памятники Ленину на пл. Ленина и на Московской пл. были плотно окружены фонтанными комплексами, вследствие чего композиционная роль и идеологический статус объектов резко снизились. Сразу начала меняться и система обозначений: взамен памятника Ленину на пл. Ленина власти в своих документах начали говорить о “фонтанном комплексе у Финляндского вокзала”.

В ночь на 15 декабря 2006 г. был украден памятник Ленину работы В. Пинчука, стоявший в пос. Парголово (ул. Ломоносова, 10), – статуя была авторским повторением работы для Таврического сада. При тщательном обследовании прилегающей местности объект был найден под газовой трубой, у фигуры были отпилены ноги. Редкий случай – 1 августа 2008 г. памятник был установлен после реставрации, проведенной Музеем городской скульптуры.

        Пистолет и пушка

2 марта 2007 года на совещании, посвященном строительству нового футбольного стадиона, губернатор В. Матвиенко сказала, что памятник Ленину, стоящий перед Финляндским вокзалом, теперь плохо смотрится вместе с новым фонтанным комплексом, поэтому стоит подыскать для него другое место. “При всем уважении к скульптору, быть может, имеет смысл перенести памятник Ленину?” – спросила В. Матвиенко у председателя КГИОП В. Дементьевой.

Сразу же в печати появились комментарии: “Браво, Валентина Ивановна! Ей-богу, стоило столько лет томиться внутри КПСС, как гусеница в глубине яблока, чтобы однажды выпорхнуть на пожухшую кожуру, распахнуть расписные крылья и веселым голосом спросить у окружающей мошкары: а кто это у вас тут нарисован такой бронзовый в галифе?”.

Предложение о возможном сносе памятника Кирову вызвало робкий протест со стороны главной хранительницы памятников Веры Дементьевой. В ответ Матвиенко заявила ей: “Я знаю, Вера Анатольевна, вам все надо, что пылью покрыто!”.

Впрочем, спустя три дня  Матвиенко свои заявления дезавуировала: “И памятник Кирову, и памятник Ленину на площади его имени – это произведения известных скульпторов, они представляют бесспорную ценность для города”.

Отдельно надо сказать об ансамбле площади Ленина, который был спроектирован под руководством тогдашнего главного архитектора Ленинграда Николая Баранова (1909 – 1979).  Ансамбль выполнен в точно выдержанном стиле сталинского ампира, на языке которого создана большая парадная площадь с памятником Ленину в центре. Фоном было сделано новое здание вокзала, на флангах расположены Артиллерийская академия  и вновь построенное здание Исполкома Калининского района (оба фасада решены с применением ордерных форм). Все архитектурное решение в целом выражало идею победы в Отечественной войне и триумфа идей социализма. Ленин в центре, слева Артиллерийская академия – символ защиты мирных завоеваний, справа – Исполком, символ мирного труда. Таков был язык архитектуры послевоенного ампира: никакой архитектурной суеты, большой стиль, выражающий идею триумфа.

Понятно, какое композиционное значение имеет тут знаменитый Ленин на броневике. Монумент стал одним из символов Ленинграда, а место его установки оправдано исторически. Неважно, что и сам Ленин, и броневичок – давно предметы анекдотов. Площадь с ее архитектурными свойствами, градостроительным эффектом и композиционным, предельно идеологизированным центром существует абсолютно, независимо от содержания сегодняшних газет – и как памятник своего времени, и как идеально спроектированный ансамбль. А устроенные фонтаны ансамбль нарушили и задали то нигилистическое отношение, которое и привело в конечном счете к взрыву 1 апреля 2009 г.

Ну, правильно же сказано: если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.    

 

Михаил Золотоносов

___________________________________________________
 КОММЕНТАРИИ: 

 

        Оригинальная первоапрельская шутка с отрыванием Ленину на броневике филейной части пока остается без автора. Претендующий на эту славу Залесский боевой отряд, по всеобщему мнению, ее недостоин. Проблема в том, что те, кто мог бы это сделать, не имеют мотива. А те, у кого есть мотив, – возможности. Единственное исключение – спецслужбы. В общем, все как обычно.

Памятник Ленину у Финляндского вокзала взорвали в ночь на 1 апреля. Хотя площадь постоянно освещена, на вокзале дежурят милиционеры и стоят видеокамеры, никто злодеев не поймал. Как сообщает “Фонтанка”, камеры, которые на деньги городского бюджета ставят по всему городу, вообще ничего не записывают да и показывают не то, что нужно. Тем не менее, впоследствии удалось обнаружить некую видеозапись, сделанную незадолго до взрыва, на которой фигурируют две девушки.

Изначально рассматривались две версии – взрывное устройство, прилепленное между ног Ильича, или выстрел из гранатомета. Затем гранатомет был официально отвергнут и объявлено о самодельном взрывном устройстве мощностью 400 граммов. Впрочем, ряд экспертов считает, что сделали это по политическим причинам: правоохранительным органам проще признаться, что по городу ходят люди со взрывчаткой в кармане, чем с гранатометом под мышкой.

В тот же день ответственность за взрыв взял на себя “Залесский боевой летучий отряд”, до этого признававшийся в уничтожении памятника Ленину в Рязани в ноябре прошлого года. Впрочем, как в милиции, так и в андеграундной тусовке всерьез в это не верят. Движение “залесцев” действительно существует, это московские сепаратисты, призывающие к созданию московского государства в центральной России – Залесской республики. Однако это философско-тусовочное движение, а не террористическая организация. “Даже если предположить вдруг, что у них есть боевое крыло, они будут взрывать памятники на своей территории – зачем им к нам-то ехать?” – заявил “Городу” один из специалистов по этому вопросу.
Теоретически памятник Ленину могли взорвать те, кто считает себя продолжателями белого движения. Такие немногочисленные группы в Петербурге есть, но на столь серьезные вещи они не способны. Единственная более-менее известная организация – белоэмигрантский Народно-трудовой союз – уже лет пятьдесят как не партизанит. Ленин, естественно, вызывает раздражение у националистов. Но вряд ли они будут тратить бомбу, если она у них появится, на памятник, скорее подложат ее на рынок.

Еще одна версия – рука Кремля. Возня вокруг Ленина может быть выгодна с точки зрения отвлечения трудящихся от классовой борьбы во время кризиса. В пользу этой версии, считает ряд экспертов, говорит постоянная возня вокруг выноса вождя пролетариата из мавзолея. Впрочем, может ли одна оторванная филейная часть отвлечь внимание от целого кризиса?      

 

Антон Мухин