Какое будущее ждет иностранные предприятия в Петербурге?

Начались проблемы у иностранных инвесторов в Петербурге. Сразу три автозавода сокращают производство, а шведский Electrolux объявил о закрытии производства стиральных машин. В связи с этим профсоюзы готовятся к войнам с директорами, рекрутинговые агентства – к трудоустройству квалифицированных рабочих, а эксперты говорят о том, что закрытие заводов – не случайность.

  В России перестали покупать автомобили и стиральные машины, зато холодильники пока еще нужны всем. На эту мысль наталкивают неприятности одних иностранных инвесторов и благостный настрой других.

36-процентный крах продаж только за два месяца этого года на российском авторынке заставляет заметно нервничать рабочих и профсоюз. На петербургском заводе General Motors часть персонала до 13 апреля отправлена на “временный отдых”, их зарплата урезана на треть. Правда, другие рабочие учатся собирать новую модель – Chevrolet Cruze. Профсоюз заявляет, что сборка Chevrolet Captiva и Opel Antara остановлена с 1 апреля на две недели. PR-директор Сергей Лепнухов эту информацию решительно и категорически опровергает. “Конвейер не останавливался, никаких изменений в работе завода нет”.

Завод Toyota (работает в Петербурге чуть больше года) останавливает конвейер уже второй раз. Паузу между 30 марта и 6 апреля компания объясняет “сложной экономической и  рыночной ситуацией”. 

Автозавод Ford во Всеволожске ждет в 2009 году провала российского авторынка почти на 50 процентов и поэтому будет переводить своих рабочих на четырехдневную рабочую неделю. Причем компания официально говорит, что дело может не ограничиться даже и введением третьего выходного.

Действия руководства Ford чреваты новым конфликтом с профсоюзом, который подсчитал, что, несмотря на проблемы с продажами, завод получит в 2009 году прибыль в размере 1 – 1,5 миллиарда рублей. В своем официальном заявлении профсоюз говорит, что в январе-феврале продажи Ford Focus подскочили на 3 процента. А из 93 тыс. “Фокусов”, проданных в 2008 году в России, 65 тыс. автомобилей было произведено во  Всеволожске.  “Таким образом, спад продаж автомобилей марки Ford Focus даже на 30 процентов  обеспечит загрузку мощностей завода на уровне 2008 года”, – заявляет профсоюз и обвиняет компанию в “недобросовестном ведении бизнеса”.

Из того, что автозаводы временно останавливаются, не стоит делать далеко идущих выводов, успокаивает эксперт юридической компании Ernst & Young Иван Бончев. “Российский рынок очень большой. Те заводы, которые построены, и сейчас не могут удовлетворить спрос, а в будущем рынок будет расти”.

По расчетам большинства экспертов, рынок возобновит рост с конца 2010 – начала 2011 года. Тогда и пригодятся построенные в Петербурге заводы, а значит, их закрытия не будет. Поэтому автопроизводители хоть и отправляют своих рабочих в вынужденный отпуск, но проекты не замораживают –  Nissan в июне должен открыть петербургский завод, а Hyundai обещает собрать первую машину в 2011 году.

А вот компания Electrolux официально признала, что не смогла выпускать технику на достаточно конкурентоспособном уровне – в 2010 году петербургский завод  Electrolux будет закрыт, об увольнении предупреждены 250 его сотрудников. “Для завода в Петербурге жесткая ценовая конкуренция и низкие объемы производства обернулись убытками. Компания считает содержание убыточного производства нерациональным, что и послужило причиной его закрытия и переноса производства на другую площадку”, – сообщила PR-директор Electrolux в России Фатима Газанова. Где будет находиться эта “другая площадка” – в России или за ее пределами, компания не уточняет.

Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов считает, что вслед за шведским концерном российский рынок могут покинуть и другие производители. “Если правительство не будет принимать меры, то производство будет гибнуть. Это может стать нехорошей тенденцией”, – считает он.

Производители бытовой техники страдают оттого, что в России нет производителей комплектующих для них, а за ввоз деталей из-за рубежа нужно в общей сложности заплатить от 23 до 33 процентов пошлин и налогов на границе, говорит эксперт. “Мы предлагали Electrolux земельный участок, чтобы на нем строили заводы производители комплектующих, проводили семинары для поставщиков, но шведам так и не удалось заманить их в город”, – парирует чиновник городского комитета экономики. По его словам, компания должна была достигнуть локализации на уровне 50 процентов к 2008 году, но у нее этого не получилось.

Сотрудник Комитета экономического развития Смольного предлагает не торопиться с выводами о том, что вслед за Electrolux уйдут и другие: “В марте руководить питерским заводом Bocsh und Siemens пришел новый директор, задача которого – построить вторую линию производства холодильников”. Эту информацию подтвердили и в российском офисе компании Bosсh und Siemens. Еще один крупный производитель бытовой техники, Indesit, владеющий несколькими заводами в РФ, также говорит, что собирается лишь расширять местное производство.

Ниша, занимаемая Electrolux – средний и среднеценовой сегмент, наименее востребована во время кризиса, говорит сотрудник крупной торговой сети. Для Bosсh все гораздо легче – покупатель его дорогой электроники сохраняет лояльность в любые времена, а  Indesit в недорогом сегменте тоже не рискует потерять рынок.    

Евгений Никитин

 

Сколько иностранных предприятий работает в Петербурге
  Дек. 2007 Дек. 2008
Количество крупных и средних предприятий с иностранным капиталом 786 873
Оборот в действующих ценах 599,4 млрд руб. 865,8 млрд руб.
Число сотрудников     170 тыс. чел. 202,7 тыс. чел.
В 2008 году из 873 предприятий с иностранным капиталом  больше всего работало в следующих отраслях:  оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, мотоциклов и бытовых изделий.

По данным Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле администрации СПб