Чем борьба с кризисом в Петербурге отличается от такой же борьбы в Москве?

Власти Петербурга и федеральное правительство демонстрируют два прямо противоположных способа латания дыр в бюджете во время экономического кризиса. Если в Белом доме решили одолжить недостающие деньги, но не отказываться от финансирования высокозатратных проектов, то Смольный поступил прямо противоположным образом: долгов не делать, от инвестиций отказаться, тратить только на жизнь.

  В марте правительство Путина наконец-то закончило переверстывать бюджет кризисного года, главный кошмар которого заключается в том, что среднегодовая прогнозная цена нефти снизилась с 95 до 41 доллара за баррель. Тем не менее, федеральная власть не отказалась ни от финансирования социальных обязательств, которые были взяты еще в докризисные времена, ни на поддержку ряда нанотехнологий и подготовки к Олимпиаде. Правительство ассигнует 54,6 миллиарда рублей на увеличение уставного капитала ОГАО “Российские железные дороги”, даст 500 миллионов долларов Армении, вдвое больше – Белоруссии, и дальше в том же духе. Самое удивительное заключается в том, что  в  процессе пересмотра федерального бюджета 2009 года его расходы увеличились на 692 миллиарда рублей. Для погашения образовавшегося дефицита  на 2,7 триллиона рублей будет распечатан еще недавно казавшийся неприкосновенным Резервный фонд, еще 298 миллиардов власти займут на внутреннем облигационном рынке.

У Петербурга резервного фонда нет, а поэтому помогать бизнесу и финансистам прямыми вливаниями из городской казны Смольный не собирается. Если федеральная власть увеличивает расходы, сокращая доходы, то город уменьшил и то, и другое примерно на треть. При этом Смольный отказался как раз от того, что в полной мере сохранило и даже увеличило правительство Путина, – от инвестиций в крупные проекты. Под секвестр не попали лишь две любимые игрушки городской администрации – футбольный стадион, про который глава Комитета финансов Эдуард Батанов говорит: “Это святое”, – и Юго-Западная ТЭЦ. Про нее тот же Батанов сказал, что если срочно не построить станцию, то в соответствующем районе города случатся энергетические проблемы. ТЭЦ обойдется городу в этом году в 3 миллиарда рублей, стадион – еще около 10 миллиардов рублей. На этом перечень крупных инвестпроектов за счет городской казны исчерпан. В целом адресная инвестпрограмма города сокращена со 117 миллиардов рублей до 74 миллиарда.

Главное – город, в отличие от федерального центра, не лезет в долги. 38-миллиардный дефицит бюджета Эдуард Батанов обещает покрыть остатками не использованных в 2008 году бюджетных средств. Комитет финансов оставляет за собой право занять около 10 миллиардов рублей, выпустив облигационный заем. Однако Батанов очень сильно верит в то, что к этому прибегать не придется, на деле город заработает больше и сможет обойтись без займов. А вот  федеральное правительство не исключает даже внешних валютных займов для покрытия дефицита.

Но любопытно, что и премьер Владимир Путин, и куратор городских финансов Михаил Осеевский неоднократно называли два противоположных бюджетных сценария одним и тем же словом – “консервативный”. Что только подтверждает извечную мудрость о том, что в Москве и в Питере все понимают по-разному – даже понятие о консервативности.    


Евгений Никитин

_______________________________________________________
  Время ли сейчас снижать налоги? 

Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении законопроект, уменьшающий ставку упрощенной схемы налогообложения с 15% до 10%. Из-за этих изменений прямые потери городского бюджета составят 600 млн рублей в год.

       Нина Одинг, руководитель отдела Международного центра социально-экономических исследований “Леонтьевский центр”:

– Это очень хорошая мера, любые действия, направленные на снижение налогов, приветствуются бизнесом и оказывают на него благотворное влияние. Работать будет легче как уже существующему бизнесу, так и тем предприятиям, которые только начинают свою работу. Впрочем, о конкретных результатах понижения налоговой ставки можно будет говорить по итогам всего года. Если в этот период серьезно возрастет количество малых предприятий, то можно будет говорить о полномасштабном эффекте. А 600 млн рублей в рамках нашего бюджета – это небольшая сумма, ей можно пренебречь даже в период нарастания дефицита, когда каждая копейка дорога.

        Кирилл Лапин, генеральный директор ИА “РосФинАнализ”:

– Безусловно, уменьшение ставки упрощенной схемы налогообложения с 15% до 10% будет иметь положительный эффект. Отчасти эта мера позволит остановить те компании, которые уже переходят на “серые” схемы, а таких сейчас большинство. Но самое главное, что эта мера поможет удержаться на плаву тем, кому сейчас очень тяжело. Возможный дефолт множества компаний скажется на доверии населения к бизнесу и в итоге приведет к потерям, которые не измерить деньгами. 600 млн –  достойная плата за то, чтобы избежать таких последствий.

 

Подготовил
Филипп Мостоцкий